deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Русское барокко:Нижний парк Петергофа

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Русское барокко:Нижний парк Петергофа.Часть 1


Как свеж, как изумрудно мрачен

Нижний парк — часть дворцово-паркового ансамбля «Петергоф». Располагается в Петергофе между Большим Петергофским дворцом и побережьем Финского залива.

Нижний парк, в плане представляющий собой удлинённый треугольник, имеет площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километра, в то время как его протяжённость с юга на север составляет всего 500 метров. Архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов по плану Петра I

Нижний парк создавался по образцу регулярных садов и сохранил все особенности своих французских оригиналов. Хотя к настоящему времени исчезли многие декоративные элементы, время не смогло уничтожить дивную архитектурную гармонию сада, созданного Ж.-Б. Леблоном, талантливым учеником творца версальских садов А. Ленотра. Парк разделен на три связанные между собой части: центральную (Парадную), западную (Марлинскую) и восточную (Монплезирскую).

Планировку Нижнего парка определяют две системы аллей, расходящихся веером от Большого дворца и дворца Марли. Схема планировки продумана настолько глубоко, что ни одно садовое украшение, ни одна деталь не прячется от взглядов гостей. Каждая аллея заканчивается либо дворцом, либо фонтаном.

 1 Большой дворец.2 "Нептун" 2 Особая кладовая.3 "Дубовый" .3 Музей фонтанного дела.4 "Венера Италийская" 4 Гроты.5 "Аполлон" 5 Музей Коллекционеров.6 "Большой каскад" 6 Музей "Императорские велосипеды".7 "Самсон" 7 Музей семьи Бенуа.8 "Чаша" (Итальянский) 8 Музей игральных карт.9 "Чаша" (Французский) 9 Монплезир.10 "Фаворитный" 10 Банный корпус и Кухня.11 Аллея фонтанов 11 Екатерининский корпус.12 "Оранжерейный" 12 Вольеры.13 Каскад "Шахматная гора" 13 Музей "Императорские яхты".14 "Римские фонтаны" 14 Дворец Марли
15 "Водяная дорога" 15 Эрмитаж.16 "Пирамида" .17 Шутиха "Елочки" .18 Шутиха "Дубок" .19 Шутиха "Зонтик" .20 "Солнце" .21 Шутихи "Скамейки" .22 "Колокола" .23 "Сноп" .24 "Адам" .25 "Ева" .26 "Китовый" .27 Каскад "Львиный" .28 Каскад "Золотая гора" .29 "Менажерные" 
30 "Клоши" ("Тритоны")  

Для регулярного парка характерно симметричное расположение его основных сооружений. На склонах возвышенности устроены каскады – "Большой" (в центральной части, у подножия парадного дворца), "Шахматная гора" (в восточной части) и "Золотая гора" (в западной части). Перед каждым из них – парные фонтаны: "Чаши", "Римские", "Менажерные".

Только один из четырех каскадов Нижнего парка расположен в партере – это самый поздний по времени создания "Львиный" каскад, но именно он завершает воплощение идеи Петра, заложенной в композиции парка: каждому дворцу и павильону соответствует свой каскад.

Парк площадью 112, 5 гектаров украшают около 150 фонтанов, среди которых столь любимые детьми и взрослыми шутихи "Дубок", "Зонтик", "Елочки", "Водяная дорога" и "Диванчики"

Ансамбль центральной части

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».

По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменён на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсония странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

Фонтан сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя Самсона была утрачена. В 1941 году во время наступления фашистов на Ленинград, Самсон был спешно демонтирован, вывезен и закопан в окрестностях Петергофа работниками музея, на обратном пути грузовик попал под обстрел и все участники акции погибли. Место с «захоронением» статуи Самсона остаётся неизвестным. Восстановленный ансамбль, но уже с позолоченной статуей открыт 14 сентября 1947 года.

Самсон

1735 г., скульптор Б. К. Растрелли.1802 г., скульптор М. И. Козловский.1947 г., скульпторы В. Л. Симонов, Н. В. Михайлов.

Идейным центром Большого каскада является скульптурная группа "Самсон, разрывающий пасть льва" – памятник великим русским победам. Она была установлена в честь 25-й годовщины Полтавской битвы – решающего сражения Северной войны. 27 июня 1709 года, в день памяти Святого Сампсония Странноприимца, считавшегося покровителем русского войска, шведская армия была разгромлена.

Петра I еще при жизни сравнивали с другим Самсоном – библейским богатырем, первый подвиг которого, описанный в 14-ой главе "Книги Судей", заключался в победе над молодым разъяренным львом. Лев, как часть шведского герба, символизировал Швецию и ее короля Карла XII. Многозначительные совпадения легли в основу образного решения памятника.

Трехметровая скала служит постаментом скульптурной группе. Могучим и спокойным движением богатырь останавливает прыжок зверя, осевшего на задние лапы, и разрывает его оскаленную пасть, из которой в бессильной ярости вырывается, как последний рык, мощный водяной столб высотой 20 м. Восемь дельфинов, символизирующих спокойное море, резвятся вокруг Самсона, торжествуя вместе с героем и взметая вверх водяные струи, образующие сверкающий венок. А львы, олицетворяющие стороны света, изумленно выглядывают из скальных ниш, внимая шуму борьбы, решающей судьбы России и Европы.

Скульптурная группа, отлитая из свинца по модели Б. К. Растрелли и установленная в ковше в 1735 году, к концу XVIII века, из-за непрочности свинца, потеряла свой блеск. В 1802 году ее заменили бронзовой скульптурой, созданной М. И. Козловским, который сохранил первоначальный идейный замысел и композицию. Во время Великой Отечественной войны "Самсон" был утрачен. После освобождения Ленинграда скульптор В. Л. Симонов с помощником Н. В. Михайловым воссоздали монумент по довоенным фотографиями и старым изображениям. Новый "Самсон" был установлен на пьедестале в 1947 году, став не только символом победы над врагом, но и известной всему миру визитной карточкой Петергофа.

Скульптуры Большого каскада

 Статуя "Дискобол" (копия с античного оригинала)

Ганимед

Гладиатор Боргезе

Галатея

 Статуя "Юнона" (скульптор Жан-Доминик Рашетт)

 Статуя "Германик" (копия с античного оригинала)

 

Морской канал и аллея фонтанов

Большой каскад связан с морем сверкающей лентой Морского (Большого, Самсоновского) канала шириной 12 метров. Он начинается от ковша Большого каскада и, пройдя через парк, выступает, огражденный дамбами, далеко в залив, где находится гавань. Садовая часть канала облицована гранитом и окаймлена по крав светлым плитным камнем. Из гранита сложены изогнутые скобами стены шлюза и вблизи от него—лестниць с пристанью для шлюпок.

По сторонам Морского канала, на зеленых каймах газонов, 22 плоские чаши. Над ними поднимаются четырехметровые струи, напоминающие тонкие стволы сказочных хрустальных деревьев. Это сходство определило название—Аллея фонтанов. Из чаш вода по скрытым трубам проводится к золоченым маскаронам, при крепленным к гранитным пилонам, и дугой, отраженной в зеркале воды, ниспадает в канал.

Петровскую идею декоративного и судоходного кана ла в центре парка воплощали архитекторы Леблон Браунштейн, Микетти, Трезини, Земцов, гидравлик Туволков в 1714—1724 годах. В течение последующих де сяти лет легкие суда, входя через шлюз, по сторонам, которого стояли полукружные колоннады, проходили в ковш, который служил гаванью.

Фонтанное обрамление морского въезда в резиденцию создано в 1722 году по проекту Микетти и Земцова. Взяв за основу французские гравюры С. Леклера, которые ему рекомендовал Петр, Земцов выполнил и рисунки трельяжной ограды по сторонам аллеи, идущей вдоль канала. В двадцати двух нишах ограды установили бассейны из туфа. В четырех бассейнах, в покрытых свинцом чашах на точеных ножках, поместили миниатюрные скульптурные группы, выполненные Н. Пино на сюжеты басен (“фабол”) древнегреческого поэта Эзопа: “Две змеи”, “Гора и мышь”, “Змей, грызущий наковальню”, “Курица и коршун”. Сюжеты “фабольных” скульптурных групп толковались как моральные назидания или сатира на врагов России. В остальных восемнадцати чашах били небольшие водометы. По своему местоположению в нишах они получили название Нишельных.

Морской канал

В 1735 году, когда установили “Самсона”, Земцов из ниш передвинул фонтаны через аллею к самому каналу, сделав новые бассейны из пудостского камня, напоминающие плоские садовые вазы с ручками. В бассейнах по-прежнему установили точеные чаши, в которых теперь действовали миниатюрные многоструйные фонтанчики—в виде пирамидки, снопика, каждый “разным манером”

После войны

. Вода из бассейнов по подземным трубам изливалась в канал через свинцовые золоченые маскароны, отлитые по модели Б.-К. Растрелли. В 1860 году по чертежам А. Штакеншнейдера мастера Петергофской гранильной фабрики выточили четырнадцать круглых мраморных бассейнов. Вместе с восьмью сохранившимися бассейнами из пудостского камня они образовали существующее поныне оформление Аллеи фонтанов. При замене бассейнов вазы были сняты, невысокие фигурные фонтанчики уступили место одноструйным водометам, удачно подчеркивающим глубину перспективы, замкнутой Большим каскадом.

Кирпичную кладку шлюза, существовавшую с петровского времени, в 1770 году по проекту Ю. Фельтена С. Волкова и П. Патона заменили блоками тесаноп красного гранита. Так началось постепенное создание его гранитной одежды. В 1838 году устроили гранитные банкет у основания береговых откосов в морской часть канала и лестницы у шлюза. В 1853—1860 годах А. Штакеншнейдер и Н. Бенуа облицевали гранитом Самсоневский ковш и сделали четырнадцать пилонов из гра нита от ковша до Марлинского моста. Столетие спустя при реставрации садовой части канала его стены полностью закрыли гранитными плитами. Гранитная облицовка еще более подчеркивала монументальность канала, его значение как главной композиционной оси всего ансамбля.

Воронихинские колоннады

Мраморные Воронихинские колоннады (1800—1803 гг.) получили своё название по имени их создателя бывшего крепостного А. Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора.

Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И. Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Парные фонтаны «Адам» и «Ева» расположены на оси Марлинской аллеи, главной аллеи парка, идущей параллельно морскому берегу. «Адам» находится в восточной части парка, «Ева» — в западной; оба фонтана являются композиционными и смысловыми доминантами соответствующих частей парка и размещаются практически в их центральных точках. Вокруг них образованы небольшие площади с расходящимися лучами больших и малых аллей. Фонтаны привлекают внимание ещё издали, возникая в перспективах в разных ракурсах со многих точек обзора.

Бассейн с фонтаном Адам: восточная часть Марлинской аллеи

Оба фонтана идентичны по художественному и инженерному решению. Архитектурное оформление фонтанов простое: каждый из бассейнов, сложенных из тёсаного профилированного гранита, представляет собой в плане правильный восьмиугольник с шириной диагонали 17 м. В центре на высоком постаменте установлена скульптура, обрамлённая кру́гом из шестнадцати чуть наклонных сильных и высоких струй высотой 7 м. Фонтаны отличаются многоводностью и красотой лаконичного рисунка водного потока. Водомёты фонтанов устроены таким образом, что вода, высоко поднявшись, не распыляется, а распадается на крупные капли; их падение в бассейн заметно ещё издалека.

Автор скульптур, венецианский ваятель Джованни Бонацца, получил заказ на изготовление от русского дипломатического представителя в Италии С. Л. Рагузинского, действовавшего по поручению Петра I. (Примерно в то же время Рагузинский занимался закупкой статуй для Летнего сада В С.-Петербурге). Вероятно, первоначальный заказ предполагал изготовление копий со знаменитых статуй Адама и Евы, украшающие Дворец дожей, работы ренессансного скульптора XV века А. Рицци.

Однако Дж. Бонацца, сохранив общую композицию и позы статуй, иначе трактовал детали, наполнив пластические формы барочными веяниями. Сочетание двух стилистических начал определило творческую удачу скульптора: Рагузинский писал Петру I, что даже «в славной Версалии мало таких видели».В 1718 скульптуры были готовы и доставлены в Петергоф. Первое время они размещались на постаментах в качестве парковых скульптур в центре площадок, где позже заложили фонтаны.

В октябре 1722, когда завершились работы по обустройству бассейна фонтана, построенного по проекту Николо Микетти, скульптура Адама заняла своё нынешнее место. С обустройством «Евы» Пётр не спешил; фонтан заработал осенью 1726, уже в царствование Екатерины I. Бассейн «Евы» строился под руководством архитектора Н. Усова.

Символика фонтанов с самого начала трактовалась просто: библейские Адам и Ева, прародители рода человеческого, — это аллегории Петра I и Екатерины, первых императора и императрицы, прародителей Российской империи. Такая аллегорическая трактовка получила развитие во времена правления Екатерины I; недаром второй фонтан был построен по её распоряжению.Фонтаны «Адам» и «Ева» — единственные в Петергофе, сохранившие своё изначальное скульптурное убранство; они не менялись на протяжении почти трёх веков.

Композицию площадок у фонтанов дополняют трельяжные беседки. Деревянные беседки появились здесь ещё до того, как заработали сами фонтаны; в разные годы число их менялось, изменялся также и внешний вид. Нынешние, воссозданные в 1970-х у «Адама» и в 2000 у «Евы», восходят к тем, что были установлены здесь в начале XIX века по чертежам Ф. Броуэра.

 Раскин А. Г., Кючарианц Д. А. «Петергоф. Дворцы, музеи, парки, фонтаны». СПб, 2005.

http://www.spb-rf.ru/peterghof_karta.htm

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments