deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

Усадьбы Шереметьевых

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Усадьбы Шереметьевых:МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ОСТАНКИНО»(2)Интерьеры.

ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

http://www.ostankino-museum.ru/museum/tour/

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.


Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.

Гравюрная, или Эстампная галерея (так она называлась в первых описях дворца), в которую ныне можно пройти из полукруглого коридора, а первоначально по лестнице, выходящей прямо в амфитеатр, открывает череду помещений, игравших роль нижнего фойе.Это низкое помещение непосредственно под Картинной галереей, украшенное только серыми колоннами искусственного мрамора с крупными малиновыми прожилками.

Неяркий свет всего двух небольших окон западной стены отражают зеркала в прекрасных резных рамах с подстольями работы петербургского мастера Корка, членящие глухую восточную стену. Строгий, почти графичный декор галереи как нельзя лучше отвечает ее назначению - в ней была размещена коллекция западноевропейской гравюры. Согласно одной из первых описей, в Эстампной галерее находилось 165 гравюр в золоченых рамах за стеклами, и еще около полусотни – в примыкающей к ней Нижней наугольной, что окнами в сад. Часть из них были цветными; их деликатный колорит прекрасно гармонировал с цветовой гаммой различных мелких фарфоровых «штук», размещавшихся в низких застекленных шкафах и угловых горках, демонстрировавших прекрасно подобранную коллекцию фарфора. Здесь, в отличие от Картинной, также изобиловавшей фарфоровыми предметами, были выставлены мелкие изделия – чашки и мелкая фарфоровая пластика. 

Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.

Итальянский павильон - самый нарядный во дворце. Плоскости его стен, членящиеся пилястрами, почти целиком заполнены зеркалами и резными золочеными панно, а богато украшенные золоченым орнаментом двери оформлены крупными лепными порталами.

При украшении плафона центральной части Итальянского павильона, его кабинетцев, а также других помещений дворца удачно использованы обои, или, как их называли в XVIII веке, «бумажки», которые применялись для создания композиций в технике коллажа - путем наклеивания на тканевую или бумажную основу отдельных орнаментальных фрагментов, которые образовывали единое большое панно, а потом работе придавался законченный вид при помощи кисти. Техника эта, как и сами обои, были изобретены во Франции, где они широко использовались; в последней четверти XVIII века их производство было налажено и в России, однако в декорировании Итальянского павильона применены «французские бумажки».

Одно из самых интересных решений в архитектуре Итальянского павильона - кабинетцы по его углам, отделенные колоннами от основного объема помещения. Их высокие окна открываются в сад или во двор, превращая кабинетцы в уютные маленькие гостиные. Первоначально стены и потолки кабинетцев были сплошь оклеены «бумажками»: задние, глухие, - ярко-зелеными с пышным цветочным бордюром, окруженным широким золоченым дорожником, а в нижней части – с узором, имитирующим лепную балюстраду; боковые, расчлененные окнами или отвечающими им на противоположной стене застекленными проемами, выходящими в узкие проходные – нарядными композициями-коллажами; потолки - терракотовыми с кессонированным узором. В 1797 году в соответствии с быстро меняющейся модой стены кабинетцев поверх обоев были обтянуты малиновым штофом, под которым «бумажки» прекрасно сохранились до середины ХХ века, когда было решено снять штоф с южных кабинетцев.

Узкие проходные, соединяющие пары кабинетцев по оси север-юг, еще более разнообразят пространственную и свето-воздушную игру, заложенную в архитектурном решении Итальянского павильона. Неяркий свет, проникающий в них из кабинетцев через застекленные проемы, позволяет использовать их как своеобразные теневые паузы между яркой, но камерной Проходной, великолепным Итальянским павильоном и полной света и воздуха круглой Ротондой, выходившей в так называемый Собственный садик.  

Проходная галерея к Итальянскому павильону оформлена по проекту В. Бренны. Насыщенный колорит, многочисленные орнаментальные вставки, гипсовые кариатиды, частые членения стен, зеркала – всё вместе создает нарядное впечатление, которое остается от этого в целом проходного помещения. Скульптура, и рельефы, и росписи в этом помещении – всё отвечает одной идее и усиливает ощущение дробности пространства, экспрессии.

Обратите внимание на колонны! Они выкрашены под мрамор, на самом деле они деревянные внутри.

Голубой зал – центральный в анфиладе залов. Ведущая цветовая гамма этого помещения – голубовато-зеленая и золотисто-желтая. Редкие акценты теплых красных тонов – как напоминание о Малиновой прихожей - видны только в декоративном оформлении дверей, в кистях драпировок, в деталях росписи потолка. В отличие от предыдущего пространства Малиновой прихожей, где свет как бы поглощался темно-малиновым бархатом, пространство Голубого зала кажется наполненным светом и воздухом.

голубой зал.jpgВ ярких и легких красках, подчеркивающих высоту и легкость всего зала, решена и роспись плафона, выполненная темперой на холсте итальянским мастером Д. Феррари. Легкий нарядный орнамент завитков аканта, танцующих нимф, венков, цветочных гирлянд, фантастических животных и птиц разрабатывает декоративные мотивы помпейских фресок, чрезвычайно популярные во второй половине XVIII столетия.

Центральной розетке плафона вторит центральный круглый фрагмент паркета. (Как и все центральные вставки паркета Останкинского дворца, вставка для Голубого зала была заказана в Петербурге, в мастерской Тауде, в 1796 году.) Их центры совпадают настолько точно, что между ними как будто натянута невидимая струна, служащая осью архитектурной композиции не только Голубого зала, но и всей усадьбы.

За Голубым залом следует Пунцовая гостиная – симметричное Малиновой прихожей помещение второго этажа, объединенное с ней общим колоритом, обрамляющим насыщенными темно-красными тонами светлую палитру Голубого зала. Главное украшение гостиной – портрет императора Павла I работы Н.И.Аргунова (1770-1828) в массивной золоченой раме мастерской П.Споля. Рама, украшенная пышными резными гирляндами и навершием в виде рога изобилия и атрибутов наук и искусств, была изготовлена в 1796 для портрета Екатерины II, который был заказан художнику А.Андрееву (это была копия с полотна Д.Г.Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия»).

Однако после скоропостижной смерти императрицы 6 ноября 1796 года портрет в раме пришлось срочно менять, что и было сделано в апреле 1797 – к приезду государя успели поместить в раму копию с известного портрета Павла I работы С.Щукина, выполненную кем-то из петербургских живописцев. Однако Шереметеву хотелось иметь оригинальный портрет императора, пусть даже написанный не с натуры, а с другого портрета - граф надеялся на вторичный визит в Останкино императора после того, как дворец будет полностью отделан. По его приказанию Аргунов начал работу летом 1797, а весной следующего портрет был уже готов.

Пышный и далекий от сложного аллегоризма антураж с обязательными колонной, малиновыми драпировками и обилием золотых деталей помог молодому, неопытному в жанре парадного портрета художнику преодолеть невольную робость первого опыта. Очевидно, что главной целью для Аргунова, лично приложившего немало усилий для украшения Останкинского дворца, была задача вписать портрет в интерьер Пунцовой гостиной – и она удалась ему с блеском. С цветом стен перекликается цвет драпировок на портрете, с золоченой резьбой рамы – подчеркнуто пышная резьба изображенного справа трона.

Зрительный зал
Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи

Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.

Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского

В отличие от других интерьеров дворца, облик которых много раз менялся и перестраивался, Египетский павильон был сооружен сразу без каких-либо перестроек и доработок. Это одно из самых законченных классических помещений дворца, построенное, несмотря на его название, по принципу римского атриума, с застекленным световым колодцем посередине свода, опирающегося на четыре каннелированные колонны серо-голубого искусственного мрамора. Кроме светового фонаря в центре свода, зал освещают высокие окна южной и северной стен, которые дополняются окошками во втором ярусе. Восточная стена павильона завершается полукруглой экседрой, верхняя часть которой, служившая хорами для оркестра, опоясывается изящной золоченой балюстрадой, поддерживаемой ионическими колоннами искусственного мрамора, которым вторят такие же пилястры, фланкирующие стены. На восточной и западной стенах павильона симметрично расположены четыре массивные печи, украшенные сверху раскрашенными скульптурными изваяниями сфинксов – единственным упоминанием о Египте.

Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».

Исторические фотографии интерьеров

На фото – Будуар Императрицы
Россия, 1860-1870-е годы. 

Вестибюль

Спящая Ариадна

Статуя богини Флоры в интерьере парадной лестницы

Осветительные приборы в интерьере парадной лестницы

Интерьер Малиновой прихожей

Голубой зал

 

Картинная галерея

Проходная к Египетскому павильону

Египетский павильон

Статуя богини Гигеи в интерьере Египетского павильона

Камин в интерьере Верхней наугольной, окнами в сад

Коллекция часов Останкинского музея включает в себя около 50 предметов, относящихся преимущественно к XVIII и XIX векам. В ней представлены все основные типы механических часов: напольные, настенные, настольные, каминные, каретные, карманные и двое солнечных. Большинство предметов изготовлено во Франции и Англии, есть также образцы русской работы.


Часы - ротатор в виде вазы
Франция, конец XVIII века
Бронза, позолота
В 2013 году началась реставрация усадебного комплекса Останкино и расположенного на его территории единственного в мире деревянного дворца-театра. Эта работа станет самым крупным реставрационным проектом в мире с момента за-вершения послевоенных восстано-влений утраченных усадебных при-городов Санкт-Петербурга - Царского Села, Павловска и Петергофа. После завершения реставрации Останкино с дворцом-театром, оранжерейным комплексом, подземными выставоч-ными залами, увеселительным садом XVIII века и другими смысловыми центрами может стать новой точкой на культурной карте Москвы.

 Вколлекции музея имеются отдельные фарфоровые предметы, также принадлежавшие останкинским владельцам и находящиеся во дворце с конца XVIII в.В собрании фарфора наиболее полно и интересно по типам предметов и времени их изготовления (от опытных образцов и до XIX в.) представлены изделия знаменитой Мейсенской мануфактуры.Не менее интересны небольшие коллекции изделий Севра, Вены и других западноевропейских фарфоровых заводов.Небольшая, но хорошо скомплектованная коллекция русского фарфора представлена ведущими фарфоровыми заводами России XVIII – XIX вв. 

Из столового английского сервиза графа Н.П.Шереметева.Англия, Веджвуд, конец XVIII века.

ЧашкаРоспись: Россия, завод Юсупова в Архангельском, 1820-е.

Кофейник с крышкойРоссия, завод Попова, 1820-30-е.


Чашка с крышкой и блюдцемГермания, Мейсен, конец XVIII века.Фарфор, роспись надглазурная, позолота.

Чашка с блюдцем, с портретом Николая I

Бульонная миска с крышкойФранция, Севр, 1774.

Чайник с крышкойРоссия, завод Гарднера, конец XVIII – начало XIX веков.Фарфор, роспись надглазурная полихромная.


Бутылочная передача


Ваза-ароматница на подставке.Берлинская фарфоровая мануфактура, конец XVIII века.Фарфор, крытьё, роспись надглазурная, позолота.

 

  Коллекция изделий из стекла насчитывает более 1000 единиц хранения. В нее входят предметы XVII-XX вв., созданные в России, Германии, Англии, Франции и других странах Европы.

ВазаРоссия. Завод Потёмкина.1780-е гг.

Ваза

Ваза малинового стекла из интерьера Малиновой прихожей Останкинского дворца графа Н.П. Шереметева.Россия. Конец XVIII века.

Особую ценность для музея представляют предметы, употреблявшиеся в конце XVIII в. на торжественных приемах во дворце, а также те из них, которые с XVIII в. до настоящего времени являются украшением интерьеров дворца. К подобным же раритетам можно отнести и предметы, принадлежавшие владельцам Останкина графам Шереметевым


Стеклянная посуда из посудной кладовойСтеклянная посуда из посудной кладовой Останкинского дворца графа Н.П. Шереметева.
Россия. Середина XVIII , рубеж XIX-XX веков

Ваза

Ваза кобальтового стекла из интерьера Голубого зала Останкинского дворца графа Н.П. Шереметева.Россия. Конец XVIII века.

http://ostankino-museum.ru/museum/kollegam/kollektsii/153/#556

http://museum-guide.livejournal.com/64176.html

Серия сообщений "Архитектура Москвы":
Часть 1 - Художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Часть 2 - Царицынский парк, фото с прогулки (продолжение)
...
Часть 46 - Вознесенский монастырь Московского Кремля
Часть 47 - Усадьбы Шереметьевых:МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ОСТАНКИНО»(1)
Часть 48 - Усадьбы Шереметьевых:МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ОСТАНКИНО»(2)Интерьеры.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment