deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

Бесценные шедевры Ватикана

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Бесценные шедевры Ватикана.Часть1.Площадь и Собор Святого Петра

 

<td><td>Прослушать запись Скачать файл</td></tr>

Рим, основанный согласно легенде Ромулом и Рэмом в 753 г. до н.э., был сначала центром Римской республики, затем – Римской империи, а в IV в. стал столицей христианского мира. Объект Всемирного наследия, расширенный в 1990 г. до стен Урбана VIII, включает несколько важных памятников античности, таких как форумы, мавзолей Августа, мавзолей Адриана, Пантеон, колонна Траяна и колонна Марка Аврелия, а также религиозные и общественные здания папского Рима

.

Государство Ватикан - самое маленькое государство в мире, образованное в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями. Город-государство Ватикан лежит на правом берегу Тибра между горой Марио на севере и холмом Яникул на юге. Площадь государства Ватикан составляет 44 гектара, но и та на две трети занята ценнейшими сокровищами мирового искусства и архитектуры. В древние времена на его территории, носившей название «Агер Ватиканус», располагались цирк и сады императора Нерона.

Ватикан - государство прелатов - тех, кто служит в церкви. Гражданами его числятся около 1 тысячи человек. Главой государства Ватикан является папа - глава всех католиков мира. Папа пожизненно избирается конклавом кардиналов, которые выполняют функции его ближайших советников.

Государство Ватикан является абсолютно независимым от Италии, хотя и поддерживает с ним тесные дружеские связи. Ватикан выпускает собственные почтовые марки, имеет собственную железнодорожную сеть, издает собственную газету «Оссерваторе Романо», собственную службу охраны и жандармерию знаменитых «швейцарских гвардейцев», являющихся личной охраной Папы. Они до сих пор носят старинную униформу, выполненную по рисункам Микеланджело. Государство Ватикан имеет дипломатические отношения более чем с 40 странами мира.

Государство Ватикан - одно из самых богатых государств мира: в течение нескольких веков здесь накапливались произведения искусства самых известных художников, библиотеки манускриптов средневековья и эпохи Возрождения, архитектурные шедевры. Чтобы увидеть все достопримечательности Ватикана, нужно приезжать сюда не один раз и не на один день.

Площадь святого Петра

Эта площадь приобрела всемирную известность благодаря тому, что на нее выходит грандиозный и поистине уникальный Собор Святого Петра. Она состоит из двух частей: сравнительно небольшой трапециевидной площади перед фасадом собора и огромной, овальной формы площади, образованной двумя полукружиями четырехрядных крытых колоннад.

Диаметр эллиптической площади по большой оси - 240 метра, общая глубина двух площадей - 340 метра. Поставленные в четыре ряда 284 колонны и 80 столбов образуют колоннаду высотой почти 20 метров и такой же ширины; колоннаду венчают 140 статуй святых.
В центре площади возвышается громадный египетский обелиск I века до нашей эры, привезенный из Гелиополя в Рим в 37 году по приказу императора Калигулы и поставленный на площади в 1586 году по распоряжению папы Стикса V. По сторонам от обелиска установлены два фонтана. Все в проекте Бернини глубоко продуманно.

Есть на площади две точки (они находятся между обелиском и фонтанами и отмечены на мощении кружками), откуда четыре колонны ряда сливаются в одну и можно видеть сразу все пролеты колоннады. На трапециевидной площади вы поднимаетесь по величественной лестнице, также спроектированной Бернини. По сторонам ее стоят две колоссальные статуи XIX века: слева святой Петр, справа святой Павел.

Собор Святого Петра

Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона (от него остался обелиск из Гелиополя, который до сего дня стоит на площади Св. Петра). Первая базилика была построена в 326 году, в правление первого христианского императора Константина. Алтарь собора был размещён над могилой, со второго века считаемой захоронением св. Петра, принявшего в 66 году мученическую кончину в цирке Нерона. 

Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 48 м, исключая высоту статуй, ширина — 118,6 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра)

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима (или не в синем, как кому повезет) - купол собора Святого Петра, главного храма католического мира, сердце Ватикана. Путеводная звезда для неиссякающего столетиями потока туристов и паломников. Храму 500 лет. Почти. Пять веков назад, 12 октября 1506 года по приказу Папы Юлия II был заложен первый камень в его основание. Освещен собор был лишь 18 ноября 1626 года, 120 лет спустя.

В его основании согласно легенде могила святого Петра, ученика Христа, первого епископа Рима, главы христианской церкви. Предание гласит, что именно здесь, на арене цирка, в царствование Нерона апостол был казнен. Здесь же в 330 году н. э. император Константин, провозгласивший христианство государственной религией Римской империи, воздвиг один из первых храмов новой веры. Но, в начале XVI столетия древняя базилика Святого Петра была снесена. Начиналась эра великого строительства. Папы возрождали "большой стиль" императорского Рима.

Во втором соборе в 800 году папа Лев III короновал Карла императором Запада. В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V её начали расширять и перестраивать. Кардинально решил этот вопрос Юлий II, приказавший построить на месте древней базилики огромный новый собор, который должен был затмить как языческие храмы, так и существовавшие христианские церкви, способствуя тем самым укреплению папского государства и распространению влияния католицизма.

Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло, избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело.

Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерна удлинил восточную ветвь креста — пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрыт фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончилиационе.

В XV веке базилика, существовавшая уже одиннадцать столетий, грозила обрушиться, и при Николае V ее начали расширять и перестраивать. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора Святого Петра.

Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающихся к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656—1667 гг. площадь перед собором — одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста. Это самый высокий купол в мире. Его внутренний диаметр составляет 41,47 метров, что чуть меньше чем у куполов-предшественников: диаметр купола Пантеона (Древний Рим) составляет 43,3 метра, диаметр Санта-Мария-дель-Фьоре времён раннего Ренессанса — 44 метра, однако превосходит купол собора Святой Софии в Константинополе, возведённого в 537 году. Именно Пантеон и флорентийский собор служили примерами для архитекторов собора Святого Петра в плане решений по возведению столь грандиозной конструкции.

Высота фасада, построенного архитектором Мадерна, 48 м, исключая высоту статуй, ширина — 118,6 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. «Навичелла». Рельефы крайнего левого портала — «Врат смерти» — созданы в 1949—1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра.

Купол собора возвышается на высоту 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего креста.
Это самый высокий купол в мире. Внутренний диаметр 41,47 м. На кольце купола надпись по-латински:

TU ES PETRUS ET SUPER HANC PETRAM AEDIFICABO ECCLESIAM MEAM ET TIBI DABO CLAVES REGNI CAELORUM
«Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и дам тебе ключи Царства Небесного».
(Мф 16: 18 - 19)

Наконец, в 1546 году руководить работами было поручено Микеланджело. Он вернулся к идее центрокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного выходного портика с восточной стороны. Микеланджело возвел барабан центрального купола, но сам купол достраивал после его смерти Джакомо делла Порта, придавший ему более вытянутые очертания.

Святые ворота
В начале XVII века по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста и пристроил к центрическому зданию базиликальную часть, вернувшись, таким образом, к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил свое доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.

Неф базилики

Высота фасада, построенного архитектором Мадерно, 45 метров, ширина – 115 метров. Аттик Фасада венчают громадные, высотой 5,65 метра статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV века и происходят из старой базилики.

Кафедра Святого Петра.Трон Св. Петра и Слава


Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Дотто конца 13 века. Рельефы крайнего левого портала «Врат смерти» созданы в 1949-1964 годы крупным скульптором Джакомо Манцу. Собор открыт с 7.00 до 18.00, летом до 19.00. Правый неф

Пьетта

Пьета... Микеланджело... «Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом. Главный шедевр, единственный, который отделен от зрителей стеклом. Стекло поставили после того, как один австралиец накинулся на это великое творение с молотком, и даже что-то успел отколоть… Это творение великого скульптора производит потрясающее впечатление. Мне кажется, что после такого больше ничего из человеческих творений и смотреть не захочется, все будет казаться халтурой...Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.Эта статуя настолько почитаема верующими, что бронзовые пальцы на ноге сидящего на папском престоле Св.Петра, выглядывающие из-под одеяния, стерты от бесчисленных благоговейных прикосновений людей

Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.)

Св.Лонгин

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой — надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе — введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.

Св.Елена

Гробница Матильды Тосканской

Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Тосканской (или иначе Каносской) работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.)

Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчёлы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика.

Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра Святого Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджел

Св.Андрей и Св.Вероника

Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления — здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства.


Центральный неф

Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.

В конце центрального нефа, у последнего столба справа, находится статуя св. Петра XIII в., приписываемая Арнольфо ди Камбио. Статуе приписываются чудодейственные свойства, и многочисленные паломники благоговейно прикладываются губами к бронзовой ноге.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г.

В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини.

Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра.

Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.


Левый неф

Памятник последним Стюартам

Памятник Марии Собесской

Pietro Tenerani – Monument to Pope Pius VIII

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

Джованни Паоло Панини → Собор св Петра в Риме. 1731

 Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы — надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Продолжение следует

Серия сообщений "Страны-лилипуты":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments