deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Замок Сомюр-"Трепетному сердцу"

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения
Замок Сомюр-"Трепетному сердцу"

                                                                                       

Говоря о прекрасных и необычных архитектурных шедеврах, расположенных в живописной долине Луары, нельзя не выделить замок Сомюр. Замок, который внешне напоминает собой жилище колдуна или дом с множеством привидений. Несмотря на свой уникальный, можно даже сказать, сказочный и немного устрашающий внешний вид,

Замок Сомюр во Франции в этом сооружении никогда не жили люди, населенные сверхъестественными способностями и никогда не были зафиксированы признаки паранормальной активности. Справедливости ради стоит отметить, что Сомюр производит мрачное впечатление лишь издали, при приближении к нему приходит понимание того, что перед тобой возвышается одно из самых красивых архитектурных сооружений, которое стало образцом для всех построек в одноименном городе.

Замок Сомюр имеет вид неправильного четырехугольника, по углам которого стоят круглые башни. Западная и южная башни до сих пор сохранили кладку XIII века. Восточная башня отреставрирована, свод ее украшен гербами рода Анжуйских. Древний и великолепный Сомюр своими белыми башнями, стенами задает тон архитектуре всего города, возвышаясь над ним.

Внук Людовика I, Рене, вошедший в историю как король-поэт, воспевает Сомюр как замок Любви, не скупясь на красочные эпитеты. 

Этот замок так прекрасен, что корольРене Добрый (Анжуйский) выбрал его для того, чтобы в своем романе «Сердце, плененное Любовью» описать замок Любви. Этот замок был возведен на изумрудной скале. Стены замка были из чистого хрусталя, а в конце каждой стены стояла башня, сделанная из рубиновых камней, горящих ярким светом. Покрыты башни были платиной, а сам дом был покрыт черепицами из чистого золота, на которых эмалью был выведен девиз Бога любви: «Трепетному сердцу». Вот так король Рене описал Сомюр – один из легендарных замков Франции.

Замок на этот момент возвышается над городом, устремляет в небо высокие башенки и каминные трубы, сложенные из белого камня. Красота замка, господствующего над городом, даже задает тон в архитектуре всех остальных строений. От построек времен короля Рене сохранилось очень не много. Всего лишь две сводчатые комнаты, расположенные в башне, примыкающей к основной, молельня, украшенная скульптурными гербами на своде. После смерти короля Рене в 1480 году замок вновь переходит в собственность короны и в нем размещают военный гарнизон.

В самом сердце Франции среди виноградников и пышных зеленых лугов живет своей тихой и размеренной жизнью древний городок Сомюр. Название его произошло от латинского «соль murus», что в переводе означает «маленький форт в болотах».

История этого места окутана туманом. Достоверно известно, что в X веке граф де Блуа построил здесь небольшой монастырь и военный форт. С этого момента и начинается история замка Сомюр.

            

Первые владельцы замка:графы Блуа и Людовик 1Анжуйский
Как уже говорилось выше, по официальной версии первое строение на месте, где сейчас находится замок Сомюр, появилось в X веке. В документах говорится, что граф Тибальд Лукавый из знаменитой династии де Блуа, построил в месте, где сливаются Луара и Туэ, монастырь и крепость.



Граф Анжуйский отбил эту крепость у Тибальда Лукавого (графа де Блуа). Он достроил тогда еще слабенькую башню, расширил, укрепил ее. Затем форт перестроил Жоффруа Плантагенет.

А в 1203 году Филипп Август включил замок Сомюр в состав королевских земель.




По словам историков, во времена регентства Бланки Кастильской на месте форта была возведена мощная крепость, для того, чтобы французская Корона смогла вернуть себе Анжер и Анжу, потерянные при заключении Вандомского договора. Военной крепостью Сомюр был недолго – всего два года со времени возведения.

В 1360 году Людовик I Анжуйский получил Сомюр во владение, и его стараниями старая, грубая крепость приобретает черты загородного замка Он значительно облагораживает замок, который имеет вид неправильного четырехугольника с башнями по углам. Так, крепостные башни, имевшие в основании цилиндр, возводятся по его приказу как восьмиугольные.

    

Восточная башня внутри богато декорирована и украшена изображениями гербов герцогов Анжуйских. Надо заметить, что Людовик не уничтожает созданное его предшественниками, а как-то облагораживает строение и придает ему изящность.

     

Например, контрфорсы башен поддерживают дозорный пояс, также выполненный на вполне высоком художественном уровне. Строительство продолжается еще довольно долгое время. С 1454 года в строительство вкладываются огромные по тем временам деньги.

                            

По записям интенданта и счетам, которые хранятся в Национальном архиве, можно говорить о том, что в замке в 1454 – 1472 годах проводились работы. Об их масштабности, грандиозности можно судить по затраченным средствам. 

Рене Анжуйский и вторая супруга Жанна де Лаваль. Диптих работы Никола Фромана. 1475-80. Лувр. Париж

В 1480 году, после смерти короля Рене герцогство Анжуйское переходит во владение французской Короны. В замке размещают королевский гарнизон.

Но в следующем веке, уже после Реформации, судьба замка вновь круто меняется. В условия обострения религиозных разногласий, замок Сомюр передают королю Генриху IV, королю Наварры, в помощи которого нуждался французский король. Тот немедленно поручает руководство замком своему послу Филиппу Дюплесси-Морне, который немедленно вводит в замок свои войска.

   

Генрих !У Наваррский(справа) и Филипп Дюплесси -Морне(слева)

 Дюплесси-Морне был не только преданным королю военным, но и выдающимся теологом своего времени. Он прославил замок еще и тем, что в 1593 годя протестантскую академию, которая славилась по всей стране почти век.

Прибыв в Сомюр Морне со своей семьей поселились в городском доме № 45 по Гранд Рю. Но в 1596 году он решает обосноваться в замке из-за заговора горожан, которые грозили послу схватить его и учинить расправу. Чтобы привести замок в пригодное для жилья состояние, Дюплесси-Морне пришлось потратить немалую сумму, но эти затраты оправдали себя. 

Дюплесси-Морне управлял замком более тридцати лет. Но, несмотря на свою преданность короне, все-таки впал в немилость из-за своих религиозных воззрений и в 1621 году его заменили по приказу Людовика XIII на правителя-католика. С этого момента замок уже полностью утрачивает какое бы то ни было влияние и начинает ветшать и разрушаться. В течение следующих двух веков он выполняет функции тюрьмы. Но не совсем обычной.

В Сомюре отбывали наказание представители знати, зачастую обвиненные просто по доносу. В то время отношение к заключенным-дворянам, особенно древних родов, относились более чем лояльно. Им разрешалось иметь слугу с небольшой свитой, покидать замок. Зачастую такие заключенные приглашались  на торжества в дом градоправителя.

        

Адмирал Кергелен(слева) и маркиз де Сад(справа)

Фактически они вели привычный образ жизни. Из наиболее известных заключенных можно назвать только маркиза Де Сада, который пробыл в замке две недели. «Гостил» здесь в течение 4 лет и адмирал Кергелен, за то, что покинул свой корабль в открытом море, оставив на произвол судьбы все людей на корабле.

Также достоверно известно, что во время американской войны за Независимость в Сомюре содержали около восьмисот пленных английских моряков. Этот факт подтверждается оставленными на стенах граффити с изображением кораблей. Но их заключение, разумеется, не носило столь вольного и безоблачного характера, и на ужин моряков никто из отцов города не приглашал.

  

Le Château de Saumur, façade sud. Miniature de septembre dans Les Très Riches Heures du duc de Berry, vers 1440, musée Condé,

Следующая реставрация замка была предпринята с 1811 по 1814 годы, но она не носила никакого культурного характера. Изменения затронули только галереи северо-восточного крыла, а суть их сводилась к разделению пространства на возможно большее число камер. В то время в общих камерах содержались лишь те из заключенных, кто не мог оплатить отдельную камеру. Видимо, ожидалось значительное увеличение числа платежеспособных «гостей». К счастью, вскоре после внесения этих изменений все заключенные были освобождены.

Сомюр чуть позже, в 1889 году, перестает считаться военной крепостью и со временем получает статус исторического памятника. 

В результате этих работ были обнаружены комнатные окна, украшенный скульптурной резьбой, камины и удивительной красоты витраж в капелле. К сожалению, многое из эпохи XIV века уже не подлежит восстановлению и утрачено безвозвратно.

                                              


В начале XX века город Сомюр выкупил замок у государства за 2500 франков (сумма незначительная) и решил его отреставрировать. Эта идея была воплощена за средства города и администрации Академии Изящных искусств.

Танец "диких людей". Шпалера XV века. Замок Сомюр

К огромному сожалению, реставрация, проводившаяся очень аккуратно и кропотливо, не смогла воссоздать то великолепие и ту изящность, которые были присущи Сомюру XIV века

  

В северо-восточном крыле с 1912 года разместился Муниципальный музей. В нём хранятся коллекции скульптуры, бытовых предметов, мебели и керамики. Здесь можно увидеть изделия из знаменитой лиможской эмали, гипсовые и деревянные скульптуры, картины и гобелены, коллекцию старинного французского фарфора из мастерских Марселя, Руана, Нима и Невера. (Изделия из Невера выполнены в жёлто-синей гамме; образцы Марсельского фарфора изготовлены в традиционном стиле рококо.)

Есть в Музее и историческая экспозиция замка Сомюр.. В его экспозиции представлены фарфоровые изделия с 19 века, а также интереснейшая коллекция фламандских гобеленов. На третьем этаже здания находится конный музей. (В Сомюре расположена известная на весь мир конная школа-клуб Cadre Noir, соблюдающая старинные традиции обучения.) Музей посвящён истории лошади и искусства верховой езды в разные времена. В его экспозиции представлены образцы сбруи и упряжи; предметы ухода за лошадьми, макет Cadre Noir, воспитанники которой в 1940 году защищали Сомюр. Здесь же выставлена коллекция гравюр XVIII века, посвящённых лошади – работы английского художника Стаббса.

                           Таким необычным образом сложилась удивительная судьба уникального исторического памятника. Один из самых красивых замков Франции успел побывать и крепостью, и загородным поместьем, и тюрьмой и даже музеем лошади. Но истинный его характер навсегда увековечил именно король-поэт, который в своем романе написал на крыше Сомюра девиз истинного бога Любви – «Трепетному сердцу».

 

155639 (700x700, 470Kb)

Серия сообщений "Замки":

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments