deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

«Camille Saint-Saens»

Автор - Dmitry_Shvarts. Это цитата этого сообщения
Звёзды в музыкальной гостиной. «Camille Saint-Saens»

На севере Франции есть маленький городок Сен-Санс. Это сейчас в нем 2500 жителей, раньше было еще меньше, и большая часть горожан носила фамилии Сен-Санс. Старинный род маркизов де Сен-Сансов обеднел, потерял аристократическую частицу «де», его представители стали земледельцами-пахарями.

Камиль Сен-Санс

 
Камиль Сен-Санс

Из этого рода наш сегодняшний именинник — Камиль Сен-Санс, классик мировой музыки. Он родился 9 октября 1835 года, уже в Париже. Через два месяца после рождения первенца семья осиротела — от чахотки умер отец мальчика. Камиль остался на попечении матери и двоюродной бабушки.

Видимо, из-за беспокойства о здоровье ребенка мать не отдавала его в школу (у Камиля Сен-Санса всю жизнь были проблемы с легкими, но он прожил очень долгую и плодотворную жизнь). Однако и домашнее обучение наукам оказалось хорошим, к тому же, благодаря матери, Камиль приобщился к живописи, а благодаря бабушке — к музыке. 

Последнее проходило весьма быстро и успешно, у ребенка обнаружился незаурядный талант. В результате мальчик уже в детстве дает концерты, в том числе и в домах влиятельных парижан, а затем поступает в Консерваторию.

Дальше — работа и творчество. Работа органистом, педагогом, концерты и гастроли. Помимо гастролей, Сен-Санс очень любил путешествовать сам по себе и объездил весь мир. Он и умер не в Париже, а в Алжире в возрасте 86 лет (16 декабря 1921 года). Он собирался провести там, в тепле, зиму, естественно, продолжая сочинять.

До последнего дня Сен-Санс оставался энергичным человеком, дирижировал оркестрами, сам исполнял свои произведения на фортепиано в концертах, писал статьи, сочинял музыку и без конца перемещался из страны в страну, с континента на континент.

Он не просто пережил многих своих знаменитых ровесников — Чайковского, Брамса, Дворжака. Мимо него пронеслись целые направления в искусстве: импрессионизм, символизм, да и все авангардные течения уже вполне сформировались. А Камиль Сен-Санс оставался верен французской Белль Эпок, Прекрасной Эпохе, французскому романтизму.

«Умирающий лебедь», фарфоровая статуэтка
«Умирающий лебедь», фарфоровая статуэтка
 

Люди, далекие от музыки (или считающие себя таковыми), особенно те, кто успел пожить в СССР, обязательно знакомы с музыкой Сен-Санса. Говорят, что «Умирающий лебедь» непременно исполнялся в концертах — не знаю, чем объяснить это репертуарное постоянство в балетном варианте от Анны Павловой до Майи Плисецкой и далее. В силу «заезженности» Умирающего Лебедя и вообще «Карнавала животных» — одного из знаменитых произведений Сен-Санса — есть смысл сразу перейти к другим не менее знаменитым произведениям известного французского композитора.

Жгучих ласк, ласк твоих ожидаю…

Палестина, 1150 год до нашей эры (в либретто такое вот четкое указание), Самсон и Далила. Самсон, не ведая женского коварства, поддается чарам Далилы и открывает ей тайну своей силы. Дальнейшее — общеизвестно.

В живописи эту тему почему-то очень любили голландцы. В музыке — мощную ораторию написал Гендель. В XIX веке — Сен-Санс.

Но даже в конце XIX века поставить оперу на ветхозаветный сюжет все же оказалось делом сложным. Партию Далилы Сен-Санс писал для Полины Виардо — знаменитой оперной певицы и друга Ивана Тургенева, и потом она много лет делала все, чтобы оперу поставили во Франции: сопротивление было довольно сильным, несмотря на то что она уж прозвучала в Германии. В конце концов, и во Франции, и одновременно в России эту оперу поставили, и с тех пор с оперных сцен мира она не сходит.



 

И даже если бы Сен-Санс ограничился только этой знаменитой арией Далилы (Mon cœur s’ouvre à ta voix), в которой она своим чувственным очарованием выпытывает секрет Самсона, чтобы тут же его предать, — и тогда бы он вошел в историю музыки.

А опер у Камиля Сен-Санса много. А также оркестровой и камерной музыки. Другое всемирно известное произведение — «Пляска смерти».

Сюжет старинный, и даже французское название — Danse macabre — стало основным международным. Эта аллегория — Пляска Смерти — проходит через все Средневековье и эпоху Возрождения. Картины на этот сюжет писались во все века, равно как и стихи, и прозаические произведения (вплоть до Стивена Кинга). В музыке в XIX веке за эту тему брались Ференц Лист, Модест Мусоргский и Сен-Санс (в XX веке, правда, пошло потоком во всех видах и жанрах).

В отличие от склонного к мистицизму Листа и мрачного реалиста Мусоргского, Сен-Санс не мог не добавить в свои «Пляски» изрядную толику галльского юмора и чувственности. Кости конкретно стучат, а Смерть очень сладко играет на скрипочке, зазывая всех — и бедных, и богатых.



 

Получился шедевр, который нещадно эксплуатируется мировым кинематографом и телевидением — перечислять за многочисленностью примеров бесполезно.

То же сочетание мягкого и немного лукавого юмора с традиционными «красивостями» слышится во многих произведениях Сен-Санса. Очень популярны все его 5 фортепианных концертов, в которых есть все — и легкость, и лирика, и драматизм.

 



У Камиля Сен-Санса большое музыкальное наследие, и любой желающий может выбрать себе сам, что ему еще послушать для души.


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments