deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

30 марта — 165 лет со дня рождения Винсента Ван Гога (1853 — 1890).

Автор - Томаовсянка. Это цитата этого сообщения


 
Фото Ружены Глинской.
Винсент Ван Гог, который подарил миру свои "Подсолнухи" и "Звездную ночь", был одним из величайших творцов всех времен. Небольшая могила в сельской местности Франции стала местом его упокоения. Он уснул навеки среди тех пейзажей, которые оставил на своих известных картинах. Ван Гог - художник, которого никогда не забудут. Ради искусства он пожертвовал всем...


Крупная международная выставка, посвящённая влиянию искусства Страны Восходящего солнца на творчество Винсента Ван Гога, открылась в музее этого художника в Амстердаме. Около 60-ти картин и рисунков постимпрессиониста,а также большая подборка японских гравюр завершают в Нидерландах триумфальное турне по городам Японии, начавшееся осенью прошлого года.
Японские гравюры были одним из главных источников вдохновения для Ван Гога, и он с энтузиазмом собирал их. Оттиски послужили катализатором: они научили его новому взгляду на мир. Но действительно ли изменилось в результате его собственное творчество? В коллекции Музея Ван Гога есть две копии печатных работ Утагавы Хиросигэ, которые голландец написал в 1887 году. На одной изображено цветущее сливовое дерево на фоне розового неба, на другой — деревянный мост под дождём,который передан чёрными штрихами на различных оттенках синего.
Слева — ксилография «Цветущий сливовый сад в Камейдо» (1857) Утагава Хиросигэ; справа — картина «Цветение сливового сада (по мотивам Хиросигэ)» (1887) Винсента Ван Гога
 
 
Утагава Хиросигэ. Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ. Серия "100 знаменитых видов Эдо"
 
Утагава Хиросигэ, «Внезапный летний ливень над мостом Охами в Атакэ», 1857
 
 
Винсент Ван Гог. Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ)
Винсент Ван Гог, «Мост под дождем (по мотивам Хиросигэ)», 1887
 
Но даже копируя японские произведения, Ван Гог не походил на японского художника. «Вам придётся отойти очень-очень далеко и прищуриться, чтобы решить,что его версии Хиросигэ напоминают оригиналы — хотя они и дублируют их образы», — пишет арт-критик Джонатан Джонс. Каждый импульс кисти Ван Гога добавляет что-то своё. Гладкий, тёмный силуэт деревьев у Хиросигэ на картинах постимпрессиониста становится грубым. А чёрные линии дождя, которые образуют прохладную завесу у японца, в интерпретации Ван Гога превращаются в жёсткие, зловещие, угнетающие косые черты.
«Эта выставка раскрывает суть Ван Гога в очень любопытном свете. Она ясно даёт понять, что его интерес к японскому искусству выходил за рамки холодных вопросов эстетики», — добавляет Джонатан Джонс.

 
Винсент Ван Гог. Автопортрет с обритой головой. Посвящается Полю Гогену

Один из самых трагических экспонатов в подборке — автопортрет 1888 года,на котором художник пытается представить себя в образе японского монаха с бритой головой. 
Однако у него не вышло передать ощущение духовного спокойствия, к которому он стремился. Состояние беспокойства выдают на картине лоб и пронзительный взгляд, сообщая глубину одиночества Ван Гога и желания найти достойное место в мире.


Слева: Винсент Ван Гог,«Автопортрет с обритой головой. Посвящается Полю Гогену», 1888

Ещё болезненнее контраст между изящными идеалами, которые Ван Гог видел в японском искусстве, и его собственной мучительной реальностью проявляется в «Автопортрете с отрезанным ухом» (1889). Позади художника, который незадолго до того нанёс себе увечье, висит гравюра с горой Фудзи. Но человек, смотрящий на зрителя, далёк от спокойствия.
 
   Справа — японская гравюра «Гейши на фоне пейзажа» 1870-е, издатель Сато Торакиё), изображение которой видно за спиной художника. Оттиск, которым владел Ван Гог, был украден из галереи Курто в 1981 году
Этот хрупкий портрет из собрания галереи Курто в Лондоне не покидал Великобританию с 1955 года и не выставлялся в Нидерландах с 1930-го. Сейчас он вернулся в Музей Ван Гога — свой «духовный дом» — перед осенним закрытием галереи Курто на капитальный ремонт.
Винсент Ван Гог. Зимородок у воды
Зимородок у воды. Август 1887
 
Винсент Ван Гог. Портрет Папаши Танги
Винсент Ван Гог не просто копировал японские гравюры. Отчасти на него повлиял его друг-художник Эмиль Бернар, который разработал новые идеи в направлениях модернизма. Он стилизовал свои картины, взяв за основу японские оттиски: заполнял большие области простыми цветами и очерчивал жирными линиями. 

Вдохновлённый Бернаром, Ван Гог принёс иллюзию глубины в жертву плоским поверхностям. Однако он объединил это стремление к плоскостности со своим характерным закрученным мазком. В экспозиции «Ван Гог и Япония» можно увидеть примеры подобной комбинации в картинах «Женщина, качающая колыбель (Августина Рулен)» и «Арлезианка. Мадам Жино с книгами» (обе — 1889).
Винсент Ван Гог. Колыбельная (Женщина, качающая колыбель; портрет Августины Рулен)
«Женщина, качающая колыбель (Августина Рулен)», 1889.
 
Винсент Ван Гог. Арлезианка, мадам Жино с книгами
«Арлезианка. Мадам Жино с книгами», 1889
 
Винсент Ван Гог. Куртизанка

Но «лицом» выставки стало полотно«Куртизанка», написанное в ноябре 1887 года под влиянием гравюры Кэйсая Эйсэна. Ван Гог видел репродукцию на обложке журнала Paris illustré в 1886 году. В картине художник также использовал яркие цвета и жирные контуры, чтобы передать ощущение ксилографии. 
Героиня изображена на фоне пруда с журавлями, кувшинками, стеблями бамбука и лягушками, что имеет символическое значение: слова grue(цапля) и grenouille (лягушка) использовались во французском сленге для обозначения проститутки.

Кэйсай Эйсэн. Обложка журнала Paris Illustré, май 1886 года
«Куртизанка», 1887

Приход весны 1888 года в Арль застал Ван Гога «за яростной работой». Он писал своему брату Тео: «…деревья стоят в цвету, и я хотел бы написать провансальский сад в роскошном убранстве». С конца марта по конец апреля художник создал 14 пейзажей разных размеров, форматов и стилей.

Винсент Ван Гог    Фруктовый сад в цвету   1888 (517x700, 235Kb)

  "Фруктовый сад в цвету" 1888

В композиции «Фруктовый сад в цвету» из Метрополитен-музея доминируют угловатые удлинённые ветви, что свидетельствует о восхищении Ван Гога японскими гравюрами. Он поместил на полотно косу и грабли, тем самым намекнув на присутствие человека.
 

Винсент Ван Гог    Персиковое дерево в цвету Март 1890, 73?59 (553x700, 233Kb)

"Персиковое дерево в цвету", март 1890

Кураторы выставки отдают дань уважения основоположнику музея Винсенту Виллему Ван Гогу, племяннику художника. Сообщая Винсенту о пополнении в семье, его брат Тео писал: «Как мы и обещали, назовём его в твою честь. И я бы хотел, чтобы он был таким же решительным и мужественным, как ты». Живописец создал в честь этого события картину «Цветущий миндаль», также наглядно свидетельствующую о влиянии японского искусства. Крупные ветви на фоне голубого неба были одним из любимых сюжетов Ван Гога, а миндаль, цветущий весной — символом новой жизни. 

Винсент Ван Гог. Цветущий миндаль
Выставка «Ван Гог и Япония» в амстердамском музее продлится до 24 июня.


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments