deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Храм Христа Спасителя в Москве

Автор - valniko77. Это цитата этого сообщения

Храм Христа Спасителя — главный кафедральный собор Русской православной церкви. Трудно найти еще один такой храм, который имел бы столь трагическую и удивительную судьбу.





">

Храм Христа Спасителя – самый большой храм Русской Церкви.

Его высота 105 м., а вместимость - 10 000 человек. Храм был построен в 2000 г. Поэтому его можно назвать одной из самых молодых достопримечательностей Москвы. После окончания строительства, он стал таким же символом столицы, как Кремль, Собор Василия Блаженного или Красная площадь. Помимо верующих, использующих храм, так сказать, по прямому назначению, сюда приходят, чтобы просто посмотреть на это чудо архитектурной мысли, сфотографироваться на его фоне.  

Храм Христа Спасителя находится на берегу Москвы-реки, а к противоположному берегу от него идёт пешеходный Патриарший мост. Этот мост – хорошее место для фотографии. Стоя на нём, фоном для фото может служить как сам храм, так и Москва-река с Кремлём вдалеке или памятник Петру Великому, который также хорошо видно с этого моста. 

Точный адрес Храма Христа Спасителя: ул. Волхонка, 17.

Доехать ближе всего от станции метро Кропоткинская.

Храм находится примерно в 10 минутах ходьбы от Московского Кремля, и может стать продолжением осмотра достопримечательностей центра столицы. Я бы даже сказал, что если вы не видели Храм Христа Спасителя, то все достопримечательности центра Москвы вы ещё не осмотрели.

История строительства Храма Христа Спасителя

25 декабря 1812 года российским императором Александром I был издан Манифест, согласно которому в Москве должен был быть построен храм в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном. Как отмечалось в Манифесте, храм Христа Спасителя – это знак благодарности Богу за заступничество и помощь, а также в память о тех, кто погиб в боях за свободу Отечества.

Идея строительства храма-памятника была предложена не самим императором, а генералом армии М.А.Кикин, который через адмирала А.С.Шишкова передал ее Александру I, а сама идея строительства храма была широко поддержана всеми слоями общества.

Генерал П. А. Кикин, высказавший мысль о строительстве в Москве храма памятника  

Так, на возведение храма проводилось два конкурса: первый во времена правления Александра I, а второй уже при Николае I.

На первый конкурс было представлено 20 различных проектов от самых известных русских архитекторов того времени, однако император Александр I отдал предпочтение проекту А.Витберга, который предусматривал, что собор будет состоять из трех частей, символизирующих Воплощение, Преображение и Воскресение. При этом в нижнем храме планировалось захоронить останки павших во время войны с Наполеоном воинов. Храм решено было строить на Воробьёвых горах. На строительство выделили 16 млн. руб. из казны и большие народные пожертвования.

Храм Христа Спасителя, проект А. Витберга  

Однако император Николай I, сменивший на престоле Александра I посчитал проект неудачным и полностью прекратил его реализацию. Официальная версия остановки строительства говорила, что из-за тяжести сооружения и наличия подземных ручьев почва под постройкой стала проседать, поэтому строительство Храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах невозможно.

Закладка храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах, 1817  

В 1831 г. Николай I доверяет строительство храма архитектору Константину Тону. Было принято решение возводить храм на месте Алексеевского женского монастыря, откуда собор был виден со всех точек Москвы, также это подчеркивало связь храма с культурой и историей Россией. Существует легенда, согласно которой одна из монахинь из-за переноса Алексеевского монастыря прокляла это место и предрекла, что здесь ни одно сооружение не сможет простоять более 50 лет.

В сентябре 1839 года была осуществлена торжественная закладка храма. К концу года строителями из котлована было вынуто более 20 тысяч кубометров земли и выложено каменное основание собора. В течение следующих 14 лет (1839-1853 гг.) производилось непосредственно само строительство стен храма и куполов, а также внешняя облицовка. В 1855 году на главном куполе был установлен крест. В 1859 году были демонтированы наружные леса, а через год была начата роспись и внутренняя художественная отделка. Данные работы продолжались практически двадцать лет, и только к 1881 году вместе с благоустройством набережной и площади перед храмом данные работы были закончены.

Торжественное освящение храма Христа Спасителя состоялось в один день с коронованием на престол императора Александра III - 26 мая 1883 года.

Храм Христа Спасителя, 1881 г.  

Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883)  

Патриарх Московский и всея России 21 ноября (4 декабря) 1917 — 7 апреля 1925  

Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован в лике святителей Архиерейским собором РПЦЗ 19 октября 1981 года  

Патриарх Московский и вся России Тихон.  

В результате практически через 60 лет строительства воплотился в реальность грандиозный пятиглавый храм центрического типа, который имел огромную центральную главу и четыре угловых башни-колокольни. Сам собор имел правильную форму равноконечного креста. Архитектурной особенностью храма стало использование внутри еще одного равноконечного креста, что позволило освободить центральный объем и не загромождать его опорами.

Перед разрушением (Б. Деку, 1931)  

Однако, как и предсказывала монахиня, проклявшая место строительство храма, он простоял всего 48 лет. Уже во времена советской власти по личному распоряжению И.Сталина 5 декабря 1931 года уникальный собор был уничтожен.

Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)  

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма:

***

Прощай, хранитель русской славы,

Великолепный храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал… …

Нет ничего для нас святого!

И разве это не позор,

Что «шапка золота литого»

Легла на плаху под топор.  

***

Первоначально планировалось разобрать часть конструкций и золоченые купола, но строители не  справились с этой задачей, так как храм был построен весьма добротно. Поэтому было принято решение об использовании взрывчатки. С первого раза подрывникам не удалось взорвать храм, поэтому пришлось ее повторно закладывать. Кроме того, в течение следующих полутора лет площадка очищалась от обломков храма.

Согласно планам советского руководства, на месте храма должен был быть построен Дворец Советов, который по своим размерам в несколько раз превосходил бы храм. Так, планировалось, что здание будет самым высоким в мире и его высота составит 415 метров, а на крыше Дворца будет установлена статуя Ленина. К концу 1939 года было закончено возведение фундамента и отдельных фрагментов здания, но с началом Великой Отечественной войны все работы были прекращены, а металлические конструкции, предназначавшиеся для строительства, были использованы для изготовления противотанковых ежей. В дальнейшем на оборонительные нужды был разобран и фундамент здания.

После войны от идеи возведения Дворца Советов отказались, и в 1958-1960 гг. на месте котлована, оставшегося от храма, сооружается бассейн, который просуществовал до 1994 года.

Вид храма до 2010 года  

С началом перестройки в России возникает общественное движение, главной целью которого является возрождение храма Христа Спасителя, а уже в 1989 году официально принимается решение о его восстановлении. В 1992 году президент РФ Б.Ельцин подписал указ «О создании фонда возрождения Москвы», согласно которому храм Христа Спасителя планировалось восстановить в первую очередь. В 1994 году правительство Москвы совместно с московской Патриархией достигли соглашения о восстановлении собора, после чего началась разборка бассейна, а 7 января 1995 года был заложен первый камень в фундамент здания.

Архитектурный проект разрабатывался при участии академика М.Посохина (главный архитектор), архитекторов А. Оболенского, А. Денисова, Д.Солопова. Во время строительства храма была создана специальная комиссия, основной целью которой являлся контроль над тем, чтобы храм точно соответствовал историческим технологиям и образцам, а также всем канонам церкви. Отделочные и художественные работы осуществляли члены Российской Академии художеств под руководством академика З. Церетели. В итоге, храм был восстановлен максимально близко к оригиналу, однако и имеется ряд отличий. Так, новое здание получило цокольную часть, в которой размещаются музей, зал совещаний, технические службы.

Строительство возрожденного храма продвигалось достаточно быстро, и в 2000 году все работы были завершены.

Торжественное Великое освящение храма было совершено Святейшим Патриархом Алексием II 19 августа 2000 года.

Патриарх Алексий II

15-й Патриарх Московский и всея Руси 7 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года  

Портрет работы эстонского художника Аапо Пукка  

(в миру — Алексей Михайлович Ридигер, эст. Aleksei Ridiger; 23 февраля 1929, Таллин — 5 декабря 2008, Москва) — епископ Русской православной церкви; с 7 июня 1990 года по 5 декабря 2008 года — патриарх Московский и всея Руси.  

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:

- "верхний храм"собственно Храм Христа Спасителя.

Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.

- "нижний храм" Преображенская церковь,

сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

Преображенская церковь при храме Христа Спасителя  

Особенности строения и внутреннего интерьера Храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя — один из самых грандиозных в истории не только отечественного, но и мирового искусства, примеров синтеза разных видов изобразительного искусства. К равностороннему кресту примыкают угловые пилоны, благодаря которым храм по форме представляет собой наложенный на крест квадрат. Центральная башня окружена 4 небольшими выступами. На них установлены 14 колоколов общим весом более 64 тонн. Внизу можно увидеть 20 заостренных к верху арок — 3 на фасадах здания и 2 на углах в выступах.



Главным фасадом христианского храма всегда считался западный. Скульптуры наверху в медальонах изображали святых, благословляющих входящих в храм. По сторонам его в боковых медальонах расположились изображения покровителей императоров. На арке средних ворот можно увидеть нарисованных ангелов с распростёртыми крыльями. 

Западный фасад  

На южной стороне храма, в направлении, где происходили решающие битвы за Москву, разместились изображения, имеющие прямое отношение к событиям Отечественной войны 1812 года. Внизу по сторонам арок трёх крылец южного фасада изображаются события и персонажи из Ветхого Завета.

Южный фасад 

Восточный фасад храма Христа Спасителя с алтарём обращён к Кремлю. В центре восточного фасада, наверху в медальоне помещается образ Владимирской Божьей Матери.

Медальон «Смоленская Богоматерь» центрального входа Храма Христа Спасителя  

На северном фасаде находились рельефы с изображением национальных святых — распространителей христианства на Руси, хранителей её от врагов и их помощников в битвах.

Фрагменты бронзовых скульптурных медальонов в тимпанах кокошников (на фронтоне) храма Христа Спасителя  

Входные двери храма Христа Спасителя украшены скульптурами и богатым орнаментальным декором. Их обращенные наружу стороны выполнены из бронзы и украшены рельефами по эскизам Ф. П. Толстого.

Фрагмент ворот Храма Христа Спасителя  

Паперти крылец сделаны из финского мелкозернистого гранита темно-красного цвета, которым был облицован и наружный цоколь всего храма.

Великолепный и праздничный внутренний интерьер храма

Итогом колоссальных трудов проектировщиков, живописцев и строителей явился великолепный и праздничный интерьер. После долгого перерыва создатели храма возродили золотые фоны.

Высота главного иконостаса храма составляет вместе с шатром 26,6 метра.

Большой интерес представляет оформление подкупольного пространства. Центральная часть и площадь малых куполов отведены изображению Бога, ниже — земной жизни Христа, в пересечении находятся иконы Богоматери и святых.

Росписи главного алтаря изображают священные картины, повествовавшие о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.

Внутреннее помещение храма отделано семью видами мрамора: темно-зеленым с серебристым блеском, темно-красным, итальянским голубым, желтым, черным и красным. Пол храма, включая верхний и нижний обходы, был выложен из ценных пород камня — лабрадора, сиошенского мрамора и разных пород итальянского мрамора.

Рака с мощами святителя Филарета Московского  

Украшением интерьера служат многочисленные бронзовые детали: оконные рамы, перила, водостоки, люстры, канделябры, двери и кресты. Серебряную утварь, ковры и мебель заказывали лучшим мастерам.

Храм Христа Спасителя сейчас является главным кафедральным собором Русской Православной церкви. Нижняя часть храма действует постоянно, а верхнее помещение используется во время торжественных богослужений.

XVIII Всемирный Русский Народный Собор. 11 ноября 2014.  

4 апреля 2018 года, в среду Страстной седмицы  



5 апреля 2018 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери  

Утром 6 апреля 2018 года, в Великий Пяток, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя  

Днем 6 апреля 2018 года, в Великую Пятницу  

Красивые виды с высоты Храма Спасителя на Москву

Вид со смотровой площадки храма на улицу Волхонку и на Московский Кремль  

Вид со смотровой площадки храма на Хамовники  

https://geographyofrussia.com/xram-xrista-spasitelya-v-moskve/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D...%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments