deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Category:

Алла Назимова - русская звезда Голливуда

Автор - truskovalent. Это цитата этого сообщения

Алла Назимова — первая русская актриса, удостоенная звезды на аллее славы Голливуда, причем вполне заслуженно! Она — первая актриса, открывшая для театральной Америки систему Станиславского. Назимова не принадлежала к эмигрантам постреволюционной волны и вовсе не стремилась поселиться в Америке, просто так сложилась её судьба, впрочем, она не очень-то полагалась на судьбу.
 
 
Яркая внешность, глубокие, выразительные, живые глаза, буйная грива темных, вьющихся волос и удивительная природная пластика — всё то, чем наградила её природа, было принесено на сцену, запечатлено на киноплёнке и дошло до нашего времени. О ней написаны книги, её имя звучало во всём мире и, конечно, не только благодаря яркой внешности.
 
 
Яркие внешние данные сопутствовали большому таланту, труду и серьёзному отношению к профессии, к актёрскому призванию.
 
 
Изобретённая Голливудом «стар-система», по словам историка кино, Жоржа Садуля, «составляла основу его мирового господства. Энтузиазм поклонников этих звёзд подогревался миллионами их фото с автографами; реклама создавала вокруг  кумиров публики атмосферу таинственности и легенды». Конечно, эта система работала и на имидж Аллы Назимовой, но сама актриса тоже не сидела сложа руки. Она умела «подогреть» зрительский интерес! Но только не своей подлинной биографией. Всё, что было связано с юностью, семьёй, началом карьеры в России не было достоянием восторженных зрителей.
 
 
Её подлинное имя советский кинословарь не приводит, а назвали будущую звезду Мириам Аделаида. Мириам Аделаида (Аделаида Яковлевна) Левингтон родилась 4 июня 1879 года в Ялте. Предприимчивый отец семейства обеспечил своим детям (у Мириам был старший брат, тоже покинувший Россию и ставший довольно известным кинопродюсером Голливуда) вполне благополучную жизнь. Но жизнь эта не была безоблачной. В 1895-м г. семья, спасаясь от еврейских погромов, эмигрировала в Швейцарию. Мать, дама весьма эксцентричная, поддерживала дочь в её увлечениях театром, музыкой.
 
Семья вернулась в Россию, в Одессе Мириам поступила в консерваторию по классу скрипки. Ей легко давались иностранные языки (французский и немецкий), она замечательно пела. Однако отца не радовали способности и увлечения Мириам, он не мог допустить и мысли об актёрской карьере для своей дочери. Потом родители расстались, а Мириам уехала в Москву, где поступила в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества.
 
 
Одна случайная встреча с Ольгой Леонардовной Книппер-Чеховой привела Аллу Назимову во МХТ. Знакомство в поезде и — рекомендательное письмо от Ольги Леонардовны В.И. Немировичу! Такое начало обещало многое, но юную актрису ожидали очень скромные роли, реплики, короткие эпизоды...
 
 
Актриса верила в свой талант и сменила столичную сцену на провинциальную. Успешной карьере в провинции способствовало и замужество: муж, Павел Орленев, был не только прекрасным актёром, но и незаурядным организатором.
 
культура
 
Алла Назимова получила главные роли и заслуженный успех. Труппа много и успешно гастролировала по России, в гастрольном репертуаре Назимовой были столичные хиты: Грушенька в «Братьях Карамазовых», Геда Габлер (Г. Ибсен). В 1906-м году  П.Орленев организовал гастроли в Лондоне, Берлине, потом и в Нью-Йорке. Гастроли проходили с большим успехом, Алла Назимова была восторженно принята публикой.
 
 
Вот только супружеская жизнь разладилась окончательно. Для Назимовой это был не первый брак, как, наверное, и для Орленева. В разных источниках приводятся разные причины тому: и тяга к спиртному, которой страдал Орленев, и характер Назимовой, женщины сильной и весьма рассчетливой. Ей приписывают и такое: «она использовала его, как салфетку для снятия макияжа»...
 
Как бы то ни было, успешные гастроли в Америке изменили судьбу актрисы Аллы Назимовой. Она навсегда покинула и мужа, и Россию. В Америке Назимова, получила (и приняла) приглашение работать в театре на Бродвее, за 4 месяца выучила английский и... получила признание новой публики. Ею восхищались, называли «королевой трагедии», «божественной»!  Орленев через год приезжает вновь, очевидно, для него Алла Назимова значила большее, чем он для неё. Но актриса уже выбрала для себя иную судьбу.
 
 
 
 
Эта новая судьба складывалась успешно и счастливо. Работа в лучших театрах, зрительское поклонение, невероятные гонорары, роскошь и в 37 лет — дебют в кино! В фильме 1916-го г. «Разоблачение» Назимова «создала образ глубоко чувствующей, сильной духом женщины», — цитирую Кинословарь.
 
 
 
Кинокарьера принесла актрисе новый успех и огромную популярность. Её гонорары в кино были выше, чем у Мери Пикфорд,  любимицы Америки. Ни на кого не похожая, красавица, а не красотка, с большими выразительными глазами, которые с экрана могли сказать многое, поразительное умение владеть своим телом, редкая пластика, органика, — Назимова — совершенна, бесподобна, словно специально создана для кино.
 
 
 
 
Она — живой миф, сказка, видение! Всё то, чем привлекал кинематограф, ещё не владеющий звуком и цветом, в её кинообразах. Алла Назимова запомнилась своими яркими ролями, своей манерой игры, ей и в кино пригодился опыт работы в МХТ. Её партнёрами были такие звёзды, как Рудольфо Валентино, Ричард Бартельмес. В кино она могла выбирать режиссёра, сценарий, партнёра.
 
 
5229398_28a12a2a5e80a0e0b29d4726ecbu (700x445, 60Kb)
 
 
Сцена из фильма «Дама с камелиями», 1921 г. Рядом с Назимовой — Рудольфо Валентино, Альфред.
 
Назимова работала не только в немом кино, после перерыва в 20-х она вернулась уже в звуковое кино в 1935-м.
 
 
Вилла на бульваре Сансет с прекрасным садом по мотивам крымских пейзажей и бассейном, напоминающим по форме родное Черное море, была местом столь же широко известным, как и её хозяйка. Там собирались актёры, творческая богема, гости, и хозяйка вели себя свободно, что частенько беспокоило соседей и приводило к скандалам.
 
Среди друзей Аллы Назимовой были известные люди, яркие творческие личности. Кого-то она вдохновляла, как Таннесси Уильямса, многие из них входили в близкий круг. Благодаря П.Орленеву она была лично знакома с А.П.Чеховым, Ф.Шаляпиным. Близка с Анной Павловой, Михаилом Фокиным, Сомерсетом Моэмом, и этот список можно долго продолжать.
 
 
 
 
В 1920-м году на съемках фильма «Миллиарды» Алла Назимова встретилась с Наташей Рамбовой (Уинифред Шонесси), художницей по костюмам и декоратором фильма. Наташа была на год старше Аллы, псевдоним отсылает нас к увлечению русским балетом. Рамбова брала уроки танца у танцовщика Федора Козлова, псевдоним выбран с его подачи. Повторюсь (уже писала об этом), русские имена брали себе артисты балета Британии, Франции, и это было очень престижно в те годы!
 
 
Наташа Рамбова. Как тут не поставить рядом фото Назимовой!
 
 
Русский балет, спектакли и дягилевских сезонов, на которых побывала Рамбова, сформировали её вкус и выработали стиль. Алле и Наташе легко было найти общий язык. Появился замечательный творческий союз, вдохновляемый идеей делать кино в лучших европейских традициях, подбирая только самые достойные сценарии, лучших актёров, притом, коммерчески успешное. Средства Назимовой давали такую возможность.
 
 
Кадр из фильма «Дама с камелиями». А.Назимова и Р.Валентино. Декорации Н.Рамбовой.
 
Фильм «Саломея», 1922 г., созданный этим тандемом, заслуживает особого внимания. В нём Алла Назимова выступила продюсером, сценаристом (по пьесе Оскара Уайльда), сорежиссером (с Чарьзом Брайантом). Художник — Н.Рамбова, она участвовала и в постановке знаменитого танца семи покрывал.
 
5229398_84ba2c7443f51143ca9a6f3045eo (700x545, 89Kb)
 
Несколько подробнее о фильме. Пьеса Оскара Уайльда в своей основе содержит трагический библейский сюжет. Книгу О.Уайльда иллюстрировал Обри Бердслей (1872-1898 гг.), гениальный художник.
 
Наташа Рамбова для художественного оформления и создания костюмов фильма обратилась к иллюстрациям О.Бердслея, стараясь буквально воспроизвести их на экране. И ей это замечательно удалось! Эстетика фильма, художественное решение и актёрская работа Назимовой поразительно совпадают с утонченной стилистикой Уайльда и Бердслея!
 
 
5229398_84ba2c7443f51143ca9a6f3045eo_1_ (700x464, 93Kb)
 
 
 
Наташе Рамбовой чудно удалось буквальное следование, оживление фантазий художника! На фото великолепный плащ Саломеи.
 
 
 
 
 
5229398_84ba2c7443f51143ca9a6f3045eo_2_ (700x671, 391Kb)
 
Знаменитый танец семи покрывал.
 
 
 
 
 
 
 
 
Невероятные головные уборы, как и все детали, заслуживают особого внимания. Этот парик с крупными жемчужинами — настоящее чудо!
 
Наверное, фильм опередил своё время. В Америке он не получил признания и не имел коммерческого успеха. Прошло много-много лет, и в 2000-м году этим фильмом открывали фестиваль немого кино в Париже. В серьёзных книгах по истории кино обязательно упомянута «Саломея».
 
5229398_84ba2c7443f51143ca9a6f3045eo_3_ (700x562, 62Kb)
 
Бесконечно можно говорить об этой женщине, уникальной актрисе, умевшей себя подать, прекрасно сознающей масштаб своего таланта. В Голливуде она занимала особое место «в пышном параде искусительниц всех времён и народов». Смело могла сказать: «Для американцев я — загадка, и это — лучшая моя реклама»  О ней: «Тихая орхидея декадентской страсти», — привожу эту красивую фразу, как стилистическую иллюстрацию.
 
 
 
В реальной, не киношной жизни, Алла Назимова создала в Америке благотворительный фонд для русских актёров. Когда МХТ побывал на гастролях в Америке, Константин Сергеевич Станиславский послал Алле Назимовой букет цветов.
 
С годами Назимова реже снималась в кино. Вилла была продана, но она продолжала жить в комнате на территории бывшего сада, который вырубили. Преподавала в колледже. Последние фильмы с её уже скромным участием датированы 1944-м годом.
 
В Кинословаре перечислены лучшие: «Мадонна с улиц», «Саломея», «Дама с камелиями», «Заза», «Побег», «В наше время».
 
В 1950-м режиссер Билли Уайлдер сделал фильм о трагедии «забытых звезд». Фильм называется «Бульвар Сансет».
 
Да, я не рассказала о любовном треугольнике Назимова-Валентино-Рамбова. Об этом много написано и без меня. Да и я делала довольно подробную публикацию о Рудольфо Валентино: https://www.livemaster.ru/topic/2791797-podzabytyj...vr=1&inside=1.  
 
 
5229398_68bdd00d81aedfb798b0575dd3wo (587x700, 66Kb)
 
 
 
Жанна(gvasi) 
 
 
 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments