Доходный дом Перцовой на Пречистенской набережной в Москве.Дом Перцовой на углу Пречистенской набережной и Соймоновского проезда правильнее было бы называть домом Перцовых: хозяином и заказчиком проекта был Петр Николаевич Перцов, оформлен дом был на имя его жены Зинаиды.Портрет Петра Перцова,выполнен Сергеем Малютиным, 1916 годПортрет Зинаиды Перцовой, выполнен Константином Коровином, 1921 годСреди доходных домов Первопрестольной этот самый яркий — и в прямом, и в переносном смысле. Место, выбранное для него, непростое: рядом с храмом Христа Спасителя, в виду кремлевских башен. Создать тут нечто выделяющееся на пестром архитектурном фоне центра Москвы и при этом не режущее глаз безвкусицей — задача не из легких. Путейский инженер и делец Перцов понимал это, когда в 1905 году покупал участок земли в Соймоновском проезде.
Сам он впоследствии писал: «...я решил объявить закрытый конкурс на составление проекта „доходного дома в русском стиле" и обратился к художникам А. М. Васнецову и С. В. Малютину, архитектору А. И. Дидерихсу и архитектору-художнику Л. М. Браиловскому с предложением участвовать в конкурсе. Условием составления проекта я поставил, чтобы он отвечал „духу и преданиям Москвы и требованиям современности"». Первая премия была присуждена А. М. Васнецову, а вторая — С. В. Малютину. «Проект А. М. Васнецова, будучи шаблонным, меня не удовлетворил, — продолжает Перцов, — и я решил остановиться на С. В. Малютине, поручив ему переработать конкурсный проект».Аполлинарий Михайлович Васнецов.Портрет работы Николая КузнецоваМалютин Сергей Васильевич. Автопортрет. 1901 Государственная Третьяковская галереяСергей Васильевич Малютин — тот самый, что строил теремок и храм в Талашкине, — доработал проект вместе с архитектором Николаем Жуковым, а в строительстве участвовали инженер Борис Шнауберт и сам Перцов. Как многие другие шедевры модерна, этот дом — плод коллективного творчества.
И плод волшебный.Красный кирпич стен. Пестрые майоликовые панно поверху всего здания, над окнами и дверьми, на балконах, ризалитах и эркерах. Что тут только не изображено: солнышки и подсолнухи, загадочные растения, крестики и нолики, райские птицы, фантастические звери, рыбы, змеи... Подбалконные кронштейны в виде драконов, как будто бы переселившихся сюда со стен фленовского терема. На коньках крыши — решетки, в одну из которых вплетены фигуры геральдических львов. И сами крыши — щипцовые, пирамидальные, даже бочковидные, как у старомосковских теремов.Все фасады дома разные. Точнее сказать, у него нет фасадов в привычном понимании этого слова. Развернутая панорама со стороны Соймоновского проезда сменяется «домиком-пряником», держащим на поверхности своей стены маленький эркер, как мать держит на руках младенца. На противоположной стороне — остроконечный угол, колющая стремительность которого усилена эркером-башенкой со шпилем, как будто втыкающимся в неожиданное расширение кровли: две боковые стены образуют здесь поперечный конек крыши.
Ощущение нереальное. И столь же нереален интерьер здания, от которого, впрочем, сохранилась лишь часть. Когда-то изобретательный Милю покрыл лестницы, комнаты, коридоры и даже хозяйственные элементы дома деревянной резьбой и майоликовым пестроцветием, в которое местами были как в оправу вставлены работы Рериха, Малявина, Врубеля.Жаль, что сохранилось не все, но чудо, что сохранился памятник в целом. Не был уничтожен ни в годы сталинской реконструкции, ни во времена строительства «образцового коммунистического города», ни при постсоветском стеклопакетом капитализме.http://www.sentstory.ru/arkhitektura-stolits/dokhodnyy-dom-pertsovoy/
****
Серия сообщений "***Москва и окрестности 2":
Часть 1 - Усадьба Кусково-бывшее имение графов Шереметевых.
Часть 2 - Усадьба Останкино-бывшее имение графов Шереметевых.
...
Часть 11 - Приметы стиля Кекушева на Поварской
Часть 12 - Особняк Рекка на Большой Никитской. Дома и люди
Часть 13 - Доходный дом Перцовой.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru