deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

«Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант...» Художник Чехов Николай Павлович (1858 — 1

Автор - Bo4kaMeda. Это цитата этого сообщения
«Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант...» Художник Чехов Николай Павлович (1858 — 1889)

Bo4kaMeda


Братья Антон и Николай Чеховы
Москва 1881/1882


Есть в музее нашей национальной гордости — Антона Павловича Чехова — фотография 1881 или 1882 года, на которой представлены два молодых человека. Стоящий (Антон Чехов) наблюдает за тем, как сидящий за небольшим столом рисует на листе бумаги. Сидящий — брат нашего великого писателя, по мнению многих современников, подававший большие надежды художник, Николай Павлович Чехов.

✂…</font>">


ПАВЕЛ ЕГОРОВИЧ ЧЕХОВ Фото Н. Пушкарева. 1882
ЕВГЕНИЯ ЯКОВЛЕВНА ЧЕХОВА Фото Н. Пушкарева. 1882 г


Родители братьев и сестры Чеховых — бывший крепостной воронежского помещика и ко времени рождения детей владелец бакалейной лавки в Таганроге Павел Егорович Чехов и дочь купца Евгения Яковлевна — наделили своих детей разной степени талантами к художественной деятельности.

«Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери»
А. П. Чехов

Николай Чехов уехал в 1875 году в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Н. Чехову предрекали большое будущее. Однако отсутствие характера и здоровья не позволило в полной мере проявиться его таланту.



Николай Чехов


У Антона Чехова, как известно, было два старших брата — Александр, старше на пять лет, и Николай, старше Антона на два года. По своему складу это были совершенно разные люди. Александр — запойный пьяница, но чрезвычайно способный человек, франт и денди, человек свободных, прогрессивных взглядов, но с несчастной судьбой. Женщины его и сгубили.

Николай — не менее талантлив, но пьянство его носило перманентный характер, он пил до потери человеческого облика, при этом влезая в долги, совершая поступки, за которые приходилось краснеть братьям.



*кликабельно
Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр и Митрофан Егорович; сидят: Михаил, Мария, Павел Егорович, Евгения Яковлевна, Людмила Павловна и ее сын Георгий
Таганрог 1874




Братья Чеховы: беллетрист Александр, литератор и первый биограф Антона Павловича - Михаил, педагог Иван и художник Николай.


Одно время Николай работал вместе с Францем Шехтелем, впоследствии ставшим знаменитым архитектором. Коля безбожно подводил напарника. Шехтель взывал к его совести:

«Друже! Пальта у меня два, а денег ни хуя — впрочем, будут на днях, пока тебе есть в чем выехать — приехал бы на минуту ко мне. Умоляю, не прячься, не исчезай!»

За брата оправдывается Антон:

«Все дело не в выпивательстве, а в femme. Женщина! Половой инстинкт мешает работать больше, чем водка… Пойдет слабый человек к бабе, завалится в ее перину и лежит с ней, пока рези в пахах не начнутся… Николаева баба — это жирный кусок мяса, любящий выпить и закусить… Перед coitus всегда пьет и ест, и любовнику трудно удержаться, чтобы самому не выпить и не закусить пикулей (у них всегда пикули!). Агафопода тоже крутит баба… Когда эти две бабы отстанут, черт их знает!»





Николаю же он писал:

«По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, поделяешься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, не злопамятен, доверчив… Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. <…> На земле один художник приходится только на 2 000 000… <…> Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. <…> Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнского погреба, на подачках. Победить ее трудно, ужасно трудно!

Воспитанные люди, по-моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… <…> 2) <…> Они ночей не спят, чтобы <…> платить за братьев-студентов, одевать мать… 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Спать с бабой, дышать ей в рот, слышать вечно ее мочеиспускание, выносить ее логику, не отходить от нее ни на шаг — и все из-за чего! Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, ни звуки мочеиспускания, ни ум, выражающийся в уменье надуть фальшивой беременностью и лгать без устали… Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность, способность быть не дыркой, а матерью… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. <…> Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать… хотя бы Тургенева, которого ты не читал… Хуевое самолюбие надо бросить, ибо ты не маленький… 30 лет скоро! Пора! Жду. Мы все ждем…»
отсюда

К сожалению нравоучения не помогли. Пить Николай не бросил, катился всё ниже и ниже...

«Балалаечней нашего братца трудно найти кого другого, - печалился Чехов. - И что ужаснее всего - он неисправим… Николка… шалаберничает; гибнет хороший, сильный русский талант, гибнет ни за грош»



01. Николай Чехов
02.Перед свадьбой. Рисунок Н. П. Чехова. 1883


Младший брат Михаил Павлович отзывался о талантах брата Николая: «…высокоодаренный человек, превосходный музыкант на скрипке и на рояле, серьезный художник и оригинальный карикатурист».

«Кипку, кипку», – просил маленький Коля отца, игравшего на скрипке, но позже он заслужил прозвище Мазилка, так как беспощадно рисовал человечков и домики на обоях и всюду. Рос слабым, болезненным, любимым у матери, мечтательным, всего боялся, имел нежное сердце. В гимназии успевал лучше Антона, с братом Александром в 1875 году уехал в Москву и учился вместе с Исааком Левитаном, Федором Шехтелем, Константином Коровиным в училище живописи, ваяния и зодчества, но знаменитым так и не стал из-за ранней кончины, обретая известность только в наши дни.



Николай Павлович Чехов
Рисунок С. М. Чехова, 1956
Гос. музей заповедник А. П. Чехова в Мелихове




Чехов Николай Павлович (1858 — 1889)
Портрет А. П. Чехова 1884
Холст, масло
52 x 43 см
Государственный Литературный музей, Москва




Чехов Николай Павлович (1858 — 1889)
Портрет А. П. Чехова. Начало 1880




Чехов Николай Павлович (1858 — 1889)
Портрет А. П. Чехова. Начало 1880
Фрагмент


Николай Павлович был соавтором И. Левитана: написал фигуру девушки на картине «Осенний день в Сокольниках».



Левитан Исаак Ильич 1860 - 1900
«Осенний день. Сокольники» 1879
Холст, масло
63 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




Чехов Николай Павлович (1858 — 1889)
Портрет больного Левитана 1885
Дом-музей А. П. Чехова, Ялта




Чехов Николай Павлович (1858 — 1889)
Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)




Молодая вдова на могиле мужа
Холст, масло
71 x 57 см
Государственный Литературный музей, Москва




Девица в голубом
Мелихово




«Бедность». Наталья Гольден, рисунок Николая Чехова

Три сестры Гольден — приятельницы студенческой молодости братьев Чеховых. Старшая, Анна Александровна, “конкубина”, гражданская жена Николая, немало сделала, чтобы погубить художника, споить и отвадить от работы. Средняя Анастасия выйдет за горемыку Н. А. Путяту, и Александру Чехову впоследствии придется в буквальном смысле спасать семейство свояченицы от голода. Младшая Наталья была подругой студенческих лет Антона. В одном письме к Н. А. Лейкину Чехов мимолетно упоминает о ней: “Это мой хороший приятель… Бабенка умная, честная и во всех смыслах порядочная”. Сильно романтизируя эту ситуацию, Михаил Александрович Чехов впоследствии писал: “Когда я подрос, мне рассказали, что Антон Павлович и моя мать любили друг друга. Почему они не женились, осталось для меня неизвестным”. Портрет Натальи под названием “Бедность” (1884–1885), одна из лучших работ Николая, осталсяу Чеховых и сохранился в гостиной ялтинского дома-музея.



01. Акварель Николая Чехова Девушка, идущая на свидание. Иллюстрация к рассказу Антона Павловича Зеленая коса
02. Репродукция картины Ждет мужа художника Николая Чехова. Оригинал находится в коллекции Государственного Исторического музея.




Чехов Николай Павлович (1858 — 1889)
Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев на смертном одре 1882




*кликабельно
Чехов Николай Павлович (1858 — 1889)
Гуляние в Сокольниках
Холст, масло
Государственный Литературный музей, Москва


Дюковский Михаил Михайлович (1860—1902) — знакомый Чеховых, воспитатель кадетского корпуса, затем эконом, а потом инспектор московского Мещанского училища «...увековечен Николаем на картине «Гулянье первого мая в Сокольниках» в образе молодого человека на первом плане, с букетом в руках. Некоторые думают, что это мой брат Антон, но это неверно».
Михаил Чехов. Вокруг Чехова



«Первое мая в Сокольниках» из журнала «Зритель» 1882




На Невском от трех до пяти. Рисунок Н. П. Чехова в журнале ‘Зритель’. 1881




Празднование Татьянина дня (праздника Московского университета) в Москве (с бокалом в руке изображен А. П. Чехов)




q>. Сочинял Антоша Ч. Рисовал Н. Чехов
Журнальный текст. ‘Зритель’. 1881


Николай сотрудничал с братом Антоном, создавая рисунки к его юморескам. Талант братьев похож и не похож одновременно. Оба жадно впитывали внешний поток жизни – лица, голоса, звуки, движения, чтобы потом создавать неповторимые образы, талантливую красоту. О внутреннем беспокойстве, которое сродни таланту, Антон Павлович выскажется в письме к издателю А. С. Суворину в октябре 1888 года: «В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды». Брат Николай, как сообщил академик Г. А. Бердников, о муках творчества скажет иначе: «Художник должен сознательно вникать во всё, должен всему дать возможность жить в нас и нас мучить». Работы Николая и Антона Чеховых скоро стали желанны в редакциях журналов «Будильник», «Зритель», «Развлечение», «Стрекоза», «Сверчок», «Осколки», некоторых других. Так живопись и литература стали для них единым целым.



Зимние картинки. С рисунка Н. П. Чехова




Письмо донского помещика…
Рисунок. Н. П. Чехова. Из сборника На досуге, не вышедшего в свет.




01. Иллюстрация Н. П. Чехова к рассказу А. П. Чехова Жены артистов
02. А. П. Чехов и Н. П. Чехов Фотография Р. Ю. Тиля. 1882




Иллюстрация Н. П. Чехова к рассказу А. П. Чехова Жены артистов


С журналом «Сверчок» сотрудничало немало даровитых и известных русских художников. Особое место в их ряду принадлежало Николаю Павловичу Чехову (1858-1889).

В отличие от братьев Александра и Антона, чьи рассказы печатались в том же журнале, Николай подписывал свои работы настоящим именем, а не псевдонимом. Эти рисунки, публиковавшиеся с авторскими подписями, легко обнаружить среди множества работ других художников.

Рисунки Николая Чехова, хотя и неравноценны по мастерству исполнения, отличаются безусловной самобытностью, тщательной проработкой деталей, умением выделить наиболее характерные черты персонажа.

Высоко ценивший дарование брата, Антон Павлович после смерти Николая задумывался о том, чтобы увековечить его память, собрав воедино все рисунки художника. В письме к сестре Марии он делился такими планами:

«В «Сверчке» за 1883 г. Много превосходных рисунков Николая. Вот если бы поискать у букинистов под Сухаревой и купить! Я решил собрать все рисунки Николая, сделать альбом и послать в Таганрогскую библиотеку с приказом хранить. Есть такие рисунки. Что даже не верится, как это мы до сих пор не позаботились собрать их.»
Чехов А. П. Полное собр. соч. в 12 т. Т. 12. Из письма М. П. Чеховой 29.03.1899. С. 320.



Обложка журнала № 34, 1887 г. Автор рисунка Н. П. Чехов




Обложка журнала № 50, 1887 г. Автор рисунка Н. П. Чехов




Обложка журнала «Сверчок», № 32 1887 г. Автор рисунка Н. П. Чехов




Разворот журнала с рисунками Н. П. Чехова




Рисунок Н. П. Чехова




Рисунок Н. П. Чехова














Николай Чехов умер от туберкулёза в имении Лука Харьковской губернии у друзей Чеховых — Линтварёвых, там и похоронен.

О последних днях жизни Николая Чехова можно судить из письма его брата Александра к отцу Павлу Егоровичу:

Подъезжая к усадьбе, я встретил на дворе Антона, затем на крыльцо вышли Маша, Ваня и Миша. В сенях нас встретила Мама и стала целовать внуков. „Ты был у Николая?“ — спросил меня Иван. <...> Я вошел в комнату и увидел, что вместо прежнего Николая лежит скелет. Исхудал он ужасно. Щеки впали, глаза ввалились и блестели. <...> До последней минуты он не знал, что у него чахотка. Антон скрывал это от него, и он думал, что у него только тиф. „Братичик, останься со мною, я без тебя сирота. Я все один и один. Ко мне ходит мать, и братья, и сестра, а я всё один“. <...> Когда я его переносил с постели на горшок, я постоянно боялся, как бы нечаянно не сломать ему ноги. <...> Наутро ему стало будто бы легче. <...> Я в это время сходил на реку ловить раков и не для раков, а для того, чтобы набраться сил для будущей ночи. <...> За ужином я сказал, что дай Бог, чтобы Коля дожил до утра. <...> Сестра сказала, что я говорю вздор, что Николай жив и будет жить, что такие припадки у него уже были. Я успокоился. <...> Все улеглись спать. <...> Николай был в полном разуме. Он засыпал и просыпался. В два часа ночи он захотел на двор; я хотел было перенести его на судно, но он решил еще немножко подождать и попросил меня поудобнее оправить ему подушки. Пока я оправлял подушки, из него вдруг брызнуло, как из фонтана. „Вот, братичек, усрался, как младенец, на постели“. <...> В три часа ночи ему стало совсем скверно: начал задыхаться от мокроты. <...> Около шести часов утра Николай стал совсем задыхаться. Я побежал во флигель к Мише, чтобы спросить, в какой дозе дать Коле лекарство. Миша повернулся с одного бока на другой и ответил: „Александр, ты всё приувеличиваешь. Ты баламутишь только“. Я поспешил к Николаю. Он, видимо, дремал. В семь часов утра он заговорил: „Александр, подыми меня. Ты спишь?“ Я поднял. „Нет, лучше прилечь“. Я положил его. „Приподними меня“. Он подал мне обе руки. Я приподнял его, он сел, захотел откашляться, но не мог. Явилось желание рвать. Одной рукой я поддерживал его, другою старался поднять с пола урыльник. „Воды, воды“. Но было уже поздно. Я звал, кричал „Мама, Маша, Ната“. На помощь не являлся никто. Прибежали тогда, когда все было кончено. Коля умер у меня на руках. Мама пришла очень поздно, а Мишу я должен был разбудить для того, чтобы сообщить ему, что Коля умер.



Чехов Николай Павлович (1858 — 1889)




Могила Николая Павловича Чехова на Лучанском кладбище, расположенном на Луке (район города Сумы, Украина).



liveinternet.ru
http://biblioraduga-ru.blogspot.com/search/label/Журнал%20"Сверчок"?updated-max=2016-03-27T10:54:00%2B03:00&max-results=20&start=4&by-date=false

.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments