Любовь Столица, Любовь Столица,
О ком я думал, о ком гадал.
Она как демон, она как львица,—
Но лик невинен и зорьно ал.«Москва, 28 июня 1916 года.
Дорогая Любовь Никитична!
Только на днях возвратился с позиций и застал Вашу открытку. Простите, что поздно отвечаю. Лучше поздно, чем никогда. Городецкий служит тоже, и на днях заберут Блока.
Провожая меня, мне говорили (Клюев) о Клычкове, он в Гельсингфорсе и ноет.
Видел в «Северных цветах» Ваши стихи, они уже сверстаны в июльскую книгу.
Любящий Вас
Е с е н и н».
Столица (в девичестве Ершова; Столица--по мужу) родилась в Москве, в семье ямщика Рогожской заставы.
Окончила Елизаветинскую гимназию в Москве (1902).
В 1906 году начала печататься. Сборники ее стихов-"Рання" (1908), "Лада" (1912), "Русь" (1916), роман в стихах "Елена Деева" (1916). Воспевала довольно стилизованную языческую Русь, деревню, противопоставляя ее городу; достигала яркой осязаемости стиха.
В январе 1917 г. в Камерном театре шла пьеса Л. Столицы "Голубой ковер".
В конце 1918 года эмигрировала, жила в Болгария, скончалась в Софии. Некоторые ее стихотворения положены на музыку А. Гречаниновым и Р. Глиэром.
Дышит медом травяная глубина,
Увиваются над ней туманы тюлевые...
Вновь напевен воздух! Вновь жива весна!
Улыбаюсь я, просторами разгуливая.Бытие мое смутили города,
Думу девственную злобою укалывая.
И вернулась, уж навек, я к вам сюда -
Шири солнечные, влажности опаловые!Поступь трепетна. Испуган бледный лик.
И дыханье холодно, как лето северное...
А земной зеленый мир блажен, велик
Мне объятья полонил охапкой клеверного.И не знаю, сплету ль себе венок?
И сумею ль?.. И посмею ли?.. Оканчивая,
Я свиваю жизнь свою с цветком цветок
Из тебя и для тебя, о земь приманчивая!
Благодатный богомаз (Иконописец Андрей Рублев) Как под городом Москвою богомольной В роще-пуще заповедной златоствольной, Где ни филин не водился, ни упырь, Но где жил скворец-чернец и Бога славил, А отшельник-ельник свечи в небо ставил, - Древле славился Андроньев монастырь. Над горою яркотравной, плавносклонной Встал он, крепкий, крестоверхий, побеленный, Что корабль для неземного уж пути... А в янтарнодонной Яузе-речушке Отражались, как соты, лепясь друг к дружке, Кельи утлые - приют святых житий.
И живал в одной из них во время оно, Послушание приняв писать иконы, Вельми чудный молодой монах Андрей - Ряса радужным мазком перепелёса, Сам невзрачный - худ и ряб, жидковолосый, - Но сияющие пламена очей! Он, бывало, на духу очистит совесть И, к труду постом-молитвою готовясь, Заключится, став для братии чужим... И разводит на меду, желтках и сусле Краски новые... И страх, унынье ль, грусть ли - Лишь Господь знал, что тогда владело им! Но потом, когда ступал он по подмосткам В храме троицком, соборе ли московском, Как бы все его менялось естество: Леп и легок. Весь лучился! Даже - куколь... И - ты мыслишь - сверху голубь реял-гукал? Нет, сам Дух Святой спускался на него! И сквозили стены воздухом-лазорем, И росли-цвели смарагдовым узором Кущи райских иль Сионских мощных древ, И лилось-вилось вдоль вый кудрей обилье, Никли веки, пели губы, стлались крылья Серафимски-взрачных юношей и дев... И сокровищем нам стала стенороспись, По игуменским веленьям, княжьей просьбе Сотворенная Андроньевским бельцом, Тихим, трепетным, в веснушинках и оспе, С дивным даром воплотившим в эту роспись Мир, желанный им и зримый за письмом. Мир небесный, что всей грезе русской близок, Где - криницы, крины... венчик, бела риза... Где Архангельский и лепет Девьих слов... Мир, где несть ни мужеска, ни женска пола И где духом пребывал, трудясь, как пчелы, Благодатный богомаз - Андрей Рублев. 1929Любовь Столица, поэтесса и драматург, автор нескольких сборников стихотворений, поэм («Зоя и Авенир», «Лебединая Родина», «Голос незримого»), романа в стихах «Елена Деева», многих пьес («На весах судьбы», «Московские невесты», «Звезда от Востока», «Рогожская чаровница»...). Ею написан также ряд статей, в том числе о поэзии А. Блока, Н. Клюева.
К снегу Бабочки, бабочки белые К нам с поднебесья летят! Пять их поймать уж успела я. Вот - на ладони сидят. Тихие, легкие, вольные... Меньше не видано крыл! Верно, им сделала больно я: Вот уж и след их простыл... Руки расставивши, снова я Их стерегу над собой. Вьются все новые, новые В кудрях, у плеч, над губой! Что ж их поймать не успела я? Что ж я упала без сил? Бьют меня бабочки белые - Сотни серебряных крыл...
При луне хороша одна,
При солнце зовёт другая.
Не пойму я, с какого вина
Захмелела душа молодая?
Сергей Е с е н и н. (до 1919).
До сих пор в Есениниане, к сожалению, не нашлось места для серьёзного и обстоятельного осмысления биографии, личности и наследия
Интерес к личности Любови Никитичны Столицы мотивирован не только перепиской, эпистолярными коллизи-ями и близостью к Есенину: сама Любовь Никитична обладала пусть весьма скромным, но заметным, не лишенным самобытности, лирическим, драматическим, просветительско-культурологическим дарованием, обратившим на себя внимание взыскательных мастеров художественного слова, деятелей искусства (орфоэпическое замечание: ударение в фамилии поэтессы – на первом слоге).
Серия сообщений "Есенин":
Часть 1 - Сергей Есенин + Айседора Дункан + ...
Часть 2 - Сергей Александрович ЕСЕНИН, замечательный русский поэт
...
Часть 15 - Сергей Есенин. Отговорила роща золотая
Часть 16 - 3 октября 1895 года родился Сергей Есенин (1895—1925)
Часть 17 - Любовь Столица (1884-1934)
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru