deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Category:

Петергоф. Часть 33.

Автор - Matrioshka. Это цитата этого сообщения
Петергоф. Часть 33.



Кабинет императрицы


Название комнаты вовсе не означало, что его хозяйка регулярно занималась здесь государственными делами. Зачастую сюда заглядывали лишь затем, чтобы в тесном кругу приближенных сыграть партию в карты. До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золоченую деревянную резьбу, шелковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 — 60-х годах XVIII века.



Каминный гарнитур в Кабинете императрицы — один из ярких и удивительных образцов декоративно-прикладного искусства, находившихся в Большом петергофском дворце. В 1849 году в рамках ремонтно-реставрационных работ, проводимых архитектором А.И. Штакеншнейдером в Большом петергофском дворце в Кабинете императрицы Александры Федоровны, был установлен каминный набор. Отличающийся особой роскошью и изяществом, он сразу стал центральным мотивом в убранстве интерьера. Уникальность данного гарнитура, исполненного на Императорском фарфоровом заводе по личному распоряжению императора Николая I, заключалась в том, что все предметы были выполнены из фарфора.


Гарнитур включал в себя, помимо самого камина, экран, зеркальную раму и два канделябра. Все предметы были исполнены в стиле второго рококо. Каждый предмет каминного гарнитура отличался сочетанием насыщенного розового цвета фона с мелким золотым орнаментом и декором из букетов цветов. Подобное сочетание не только отвечало веяниям моды, но и характеризовало изысканность вкусов владельца дворца. Причудливый лепной декор на зеркальной раме и портале камина в виде стилизованных растительных побегов и каминный экран, напоминающий по форме распущенный павлиний хвост, создавали во всем интерьере ощущение некоего волшебства и сказочности.

Это неповторимое по своей красоте и художественному решению произведение искусства русских мастеров фарфорового дела украшало интерьер Большого петергофского дворца вплоть до начала Великой Отечественной войны. В период оккупации Петергофа убранство интерьеров дворца было уничтожено. Не уцелел и камин, от него остались только отдельные фрагменты.

На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме. Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол. Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году.

5 апреля 2019 г. в Большом петергофском дворце состоялось открытие выставки "У камелька императрицы. Каминный экран Большого петергофского дворца". В Танцевальном зале публике представлен каминный экран – завершение первого этапа работ по воссозданию утраченного каминного фарфорового гарнитура из Кабинета императрицы.


Это выставка одного предмета — восстановленного фарфорового камина XIX века, отличительной особенностью которого является экран: он выполнен в виде бронзового веера с фарфоровыми вставками. Для росписи которых использованы изображения 38 цветов и 8 насекомых.



«Гордостью реставраторов является нижняя частьэкрана, — рассказывает куратор выставки К.А. Белоусова, — на которой восстановлена миниатюрная композиция из фарфоровых лебедей, впряженных в колесницу, состоящую из морской раковины. Для реставраторов пока остается загадкой, кто сидел вколеснице».



«Восстановление каминного экрана стало возможным, — отметила Светлана Юрьевна Добросолец , директор Фонда Друзья ГМЗ «Петергоф», — благодаря поддержке Благотворительного фонда «Транссоюз», ПАО «Группа ЛСР», ООО «Паллада» и собранных средств на сайте ГМЗ «Петергоф».


Используя фрагменты и единственную довоенную черно-белую фотографию мастера компании "Паллада" в течение двух лет восстанавливали экран, некогда украшавший кабинет императрицы Александры Федоровны. Эскиз воссоздания бронзы создал А.Е. Ухналев, роспись по фарфору выполнила О.М. Грушина.


Работы по восстановлению каминного гарнитура продолжаются, но уже сегодня в Большом дворце можно увидеть удивительный по задумке и исполнению фарфоровый экран.

Особую прелесть придает Кабинету замечательный по рисунку шелк. Он появился здесь, вероятно, еще в XVIII веке. В 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами. Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами. В Кабинете воспроизведено убранство второй половины XVIII в., времени правления Екатерины II и увлечения идеями французских просветителей.


В углах комнаты — бюсты Руссо и Вольтера.




На стенах — парадные портреты царствующих особ. Екатерина представлена стоящей в парадном костюме. Правой рукой она указывает на письменный стол, где разбросаны книги и рукописи, что должно было свидетельствовать о постоянных заботах “просвещенного монарха”.


Левицкий Дмитрий - Портрет Екатерины II. Около1782


Портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника середины XVIII века — прямая противоположность предыдущему. Елизавета удобно сидит в тронном кресле, беззаботно выражение её лица, на губах приветливая полуулыбка. Почти игриво держит она в правой руке скипетр.



Портрет Елизаветы Петровны


Портрет сына Екатерины II, Павла I, копия с работы художника Ж.-Л. Вуаля, и его супруги Марии Федоровны.


Одним из излюбленных пейзажистов второй половины XVIII века, чьи полотна охотно приобретались для русских дворцов, был немецкий живописец, постоянно живший в Италии, Якоб Филипп Хаккерт.


Jacob-Philippe Hackert. Italian Landscape with Bathers


В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской.


Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю, жившего в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией. М.-Д.Кулерю работал, в основном с черным деревом; мебель выполненная им из красного дерева — штучные экземпляры.


















Штандартная


В XVIII в. комната не имела специального назначения и именовалась Проходной. В середине XIX в., когда Проходную стали использовать для хранения штандартов полков, несших охрану императорской резиденции, комната получила название Штандартной.

А.П. Цесевич. Штандартная в Большом дворце


Штандартная была декорирована в середине XVIII в. по проекту Растрелли золочёной резьбой по дереву, стены затянуты шёлком. Ткань неоднократно менялась. С середины XIX века — это «брокатель по жёлтому фону с лиловыми разводами» под цвет императорского штандарта (в то время в комнате хранились штандарты гвардейских полков, отсюда и название).


Особый интерес в Штандартной представляет раскладной ломберный столик для карточной игры, выполненный русским мастером Н. Васильевым в технике маркетри в 1770-х годах. Для его изготовления были использованы более 20 пород дерева.





На стене висит картина итальянского художника Я. Амигони, изображающая Петра I об руку с богиней мудрости и покровительницей ремесел Минервой.


Амигони, Якопо - Петр I с Минервой


В этих комнатах также собирались в торжественные и праздничные дни члены императорской фамилии для высочайших выходов в церковь.



В настоящее время стены и мебель обиты шёлком, изготовленным по образцу ткани из Петергофской Собственной дачи работы московской мануфактуры И. Кондрашова 1840-х годов.













Портрет Екатерины II. Автор - Мастерская Ф. С. Рокотова


Ткань воссоздана московскими мастерами под руководством А. Фейгиной.





Серия сообщений "Петергоф":

Часть 1 - Петергофское гулянье. Фотограф Батурина Юлия.
Часть 2 - Петергоф. Часть 1.
...
Часть 31 - Петергоф. Часть 31.
Часть 32 - Петергоф. Часть 32.
Часть 33 - Петергоф. Часть 33.


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments