deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Category:

Елена Сафонова

Автор - babeta-liza. Это цитата этого сообщения
«Всю свою актерскую жизнь я живу как на вулкане»

Сегодня день российского кино. Мы все вспоминаем любимых актеров. Одна из моих любимых российских актрис Елена Сафонова.

Она снималась с Марчелло Мастроянни, была членом жюри Каннского кинофестиваля и играла в парижских театрах. Но российские зрители больше всего любят ее за роль Ольги из «Зимней вишни» — картины, сделавшей Елену Сафонову знаменитой и надолго закрепившей за актрисой образ «лирической героини», от которого она старалась освободиться.

«Кино — это было для меня что-то родное, домашнее»

Кажется, актерское будущее Елены Сафоновой было определено с самого начала: девочка родилась в семье кинематографистов. Ее мама Валерия Рублева была вторым режиссером на «Мосфильме», а папа — Всеволод Сафонов, известный актер («Солдаты», "Белорусский вокзал"). Дома, что находился по соседству с «Мосфильмом», часто бывали гости — дяди Жени (Евстигнеев и Леонов), дядя Толик (Папанов). А «дядька Кешка-малоежка» (Иннокентий Смоткуновский) одно время даже жил в квартире Сафоновых. Как вспоминала потом актриса: «Кино — это было для меня что-то родное, домашнее».

Елена Сафонова в юности

Елена Сафонова и ее родители

Первую роль в кино Сафонова сыграла еще школьницей — в фильме «Ищу мою судьбу» Аиды Манасаровой. Казалось бы, хороший старт для будущей кинокарьеры. Но на актерский факультет ВГИКа актриса поступила только с третьего раза. Через год она ушла из ВГИКа и продолжила обучение в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Благодаря своему мастеру Рубену Агамирзяну она еще на втором курсе сыграла одну из главных ролей в постановке «Гнездо глухаря» Театра имени В.Ф. Комиссаржевской, но после окончания института решила уйти из театра.

Всесоюзная слава

Елену Сафонову заметили после главной роли в фильме «Возвращение Баттерфляй» Олега Фиалко (1982), где она сыграла оперную певицу Саломею Крушельницкую. Но по-настоящему известной она становится после мелодрамы Игоря Масленникова «Зимняя вишня». Главную роль в этом фильме актриса получила практически случайно.

Первоначально мать-одиночку, влюбленную в женатого мужчину, должна была игратьНаталья Андрейченко, но на площадку «Зимней вишни» она так и не приехала, съемкам в картине предпочтя поездку в США с будущим мужем, американским режиссером Максимилианом Шеллом. Другими претендентками на эту роль у режиссера были Елена Сафонова и Татьяна Догилева. Выбор Масленникова пал на Сафонову.

Сценарий пришлось адаптировать под Сафонову. Героиня Натальи Андрейченко — яркой, характерной актрисы — не желала тихо ждать любимого у окна и постоянно выясняла с ним отношения. К кроткому, лиричному образу Сафоновой этот психотип не подошел, поэтому ее Ольга трансформировалась в женщину, которая любит, терпит и прощает. Под Сафонову пришлось заменить и главного героя — вместоСергея Шакурова на роль Вадима пригласили Виталия Соломина

Первое время Игорь Масленников и оператор Юрий Векслер сомневались в правильности своего выбора, но когда они посмотрели отснятый материал, поняли: она та самая. Игорь Масленников говорил: «Сафонова была превосходной моделью. Елена, переживающая все в себе, очень трепетная, закрытая, вкрадчивая, немногословная, вызывала сочувствие у зрителя. <...> Многие женщины стали копировать ее манеры, прическу, наряды из фильма».

Успех фильма был колоссальный. За год в Советском Союзе его посмотрели 32 миллиона зрителей, фильм продали в 27 стран мира. Саму Сафонову читатели «Советского экрана» признали лучшей актрисой года, также за эту роль она получила награды на МКФ в Мадриде и Алма-Ате. В 1990-м на экраны вышла вторая часть «Зимней вишни», в 1995-м — третья.
После «Зимней вишни» актрису стали приглашать сниматься ведущие режиссеры — Михалков, Лунгин, Бодров-старший.

Мадам Сафонова

УМихалкова она сыграет свою следующую большую роль — в советско-итальянском фильме «Очи черные». Это были первые заграничные съемки для актрисы, которая до этого времени была невыездной. Сафонова с благодарностью вспоминает эту работу, хоть и говорит о том, что с Михалковым ей работалось сложно. А вот работу со своими партнерами по съемочной площадке она вспоминает иначе: «В первый съемочный день мне должно было быть очень страшно: такое количество крупных мастеров мирового экрана — Марчелло Мастроянни, Марта Келлер, Сильвана Мангано, которая 10 лет не снималась после смерти сына, а в фильме «Очи черные» согласилась сыграть жену главного героя.




Конечно, страшно: они — и рядом я. Но как-то не успела почувствовать все это, настолько активно, насыщенно пошла работа. Просто некогда было рефлексировать. Ну, может быть, на первой репетиции с Мастроянни поначалу было какое-то «ватное» состояние растерянности. Но этот артист настолько прост в общении, контактен, вел себя с режиссером послушно, как школьник». Эта работа принесла Сафоновой европейскую известность, она получила итальянскую премию «Давид» за лучшую женскую роль.

 

«Всю свою актерскую жизнь я живу как на вулкане, в ожидании низвержения. Рано или поздно это обязательно произойдет, если не в силу интриг, то в силу возраста. Но тогда мне будет не так обидно».

Елена Сафонова

«Зимняя вишня» и «Очи черные» закрепили за Сафоновой образ лирической героини, и режиссеры активно его эксплуатировали в фильмах той поры: «Филер», «Утоли мои печали», «Такси-блюз», «Бабочки».

Знаковым в карьере Сафоновой становится фильм «Аккомпаниаторша» Клода Миллера, где ее партнером по съемочной площадке был актер Самюэль Лабарт. Их отношения продолжились и после съемок, актриса принимает решение остаться во Франции. Там Сафонова снимается в нескольких картинах («Мадемуазель О», «Женщина на ветру», «Ветер с востока»), играет в парижском театре 13-го округа, в театре «Ателье».

Елена Сафонова в фильме "Ветер с востока"

Среди ее театральных ролей — Софи в пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», роль Марины Цветаевой в одной из постановок «Театра 13». Во Франции ей поступали предложения о сотрудничестве с самим Аленом Делоном, но актриса по совету мужа отказалась. Правда, потом очень жалела: оказалось, что Лабарт выступил против съемок с Делоном не из профессиональных соображений, а из ревности. Параллельно Сафонова снималась и в российских картинах — в частности, в «Музыке для декабря» Ивана Дыховичного.

Борьба с амплуа

В 1997 году актриса возвращается в Россию и принимает предложение сняться в картине Виллена Новака «Принцесса на бобах». В этой ленте главную роль она также «увела» у Андрейченко, которая на тот момент была занята на съемках в Голливуде. Фильм о посудомойщице с дворянским происхождением прогремел на всю страну и собрал большое число фестивальных призов

.


Но в «Принцессе на бобах» Сафонова снова не изменила своему амплуа лирической героини. Она мечтала попробовать себя и в других жанрах. Такая возможность ей представилась в «Поклоннике» Николая Лебедева, в сериале «Все красное» Алексея Зернова, в «Зайце над бездной» Тиграна Кеосаяна.


Характерные роли актрисе предлагали в театре. Сафонова всегда любила играть в антрепризных спектаклях: в комедии «Плачу вперед!» по пьесе Надежды Птушкиной, в комедии «Слухи» по пьесе Нила Саймона и Маркиза де Мертей, в «Опасных связях» по мотивам пьесы Леонида Филатова и романа Шадерло де Лакло.

Елена Сафонова в фильме "Мама будет против!"

Елена Сафонова в фильме «Жили-были мы»

Елена Сафонова в 2017 году

И несколько  видео с отрывками из фильмов с ее участием, рассказ о творчестве  и еще капелька о личной жизни






 



Поклонники отмечают, что российская актриса сегодня – воплощение истинной женственности. Елена в совершенстве знает французский язык, ее часто сравнивают сКоко Шанель Природа наградила Сафонову внутренним чувством стиля, ведь даже самые обычные джинсы смотрятся на ней красиво. 

Главное в жизни для актрисы – дети, а также любимая работа.

Фильмография

  • 1982 – Возвращение Баттерфляй
  • 1985 – Зимняя вишня
  • 1986 – Приключения «Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
  • 1987 – Очи черные
  • 1989 – Катала
  • 1992 – Аккомпаниаторша
  • 1994 – Мадемуазель О.
  • 1995 – Музыка для декабря
  • 1996 – Президент и его женщина
  • 1997 – Принцесса на бобах
  • 1998 – Женская собственность
  • 2000 – Империя под ударом
  • 2003 – Next 2
  • 2009 – Мужчина в доме
  • 2014 – С чего начинается Родина
  • 2015-Весеннее обострение
  • 2016-Жили-были мы; Портрет любимого;Разбитые сердца; Женщина с лилиями;Куба; Опекун
  • 2018-Зимняя вишня -4; Старушки в бегах;Динозавр
  • 2019-Звезды и лисы

источник:

https://www.culture.ru/materials/118866

https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-elena-safonova.html

https://24smi.org/celebrity/1418

https://www.film.ru/person/elena-safonova

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments