deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

Петергоф. Часть 69. Дворец Монплезир. Часть 3

Автор - Matrioshka. Это цитата этого сообщения





Музеи на карте:

1. Большой дворец; 2. Особая кладовая; 3. Музей фонтанного дела; 4. Гроты; 5. Музей Коллекционеров; 6 Музей "Императорские велосипеды"; 7. Музей семьи Бенуа; 8. Музей игральных карт; 9. Монплезир; 10. Банный корпус и Кухня; 11. Екатерининский корпус; 12. Вольеры; 13 Музей "Императорские яхты"; 14 Дворец Марли; 15. Эрмитаж;

Фонтаны на карте:

1. "Межеумный"; 2. "Нептун"; 3. "Дубовый"; 4. "Венера Италийская"; 5. "Аполлон"; 6. "Большой каскад"; 7. "Самсон"; 8. "Чаша" (Итальянский); 9. "Чаша" (Французский); 10. "Фаворитный"; 11. Аллея фонтанов; 12. "Оранжерейный"; 13. Каскад "Шахматная гора"; 14. "Римские фонтаны"; 15. "Водяная дорога"; 16. "Пирамида"; 17. Шутиха "Елочки"; 18. Шутиха "Дубок"; 19. Шутиха "Зонтик"; 20. "Солнце"; 21. Шутихи "Скамейки"; 22. "Колокола"; 23. "Сноп"; 24. "Адам"; 25. "Ева"; 26. "Китовый"; 27. Каскад "Львиный"; 28. Каскад "Золотая гора"; 29. "Менажерные"; 30. "Клоши" ("Тритоны");


Планировка и рисунок паркета


Лаковый кабинет


А.П. Цесевич. Лаковый кабинет в Монплезире


В Монплезире выделяется своим экзотическим своеобразием Лаковый кабинет, воссоздающий в небольшом помещении волшебный мир Востока.



Посетителю, переступившему его порог, кажется, что он попал внутрь изящной лаковой шкатулки. Стены кабинета украшают 11 больших вертикальных чернолаковых панно с многосюжетной миниатюрной живописью в китайском стиле и такое же большое лаковое панно — на щите камина. Они расписаны золотом рельефными пейзажами, птицами, растениями, сценами охоты и рыбной ловли, повседневными сценами китайского быта. Над ними и под ними расположены одиннадцать малых горизонтальных панно с изображениями сказочных птиц, драконов, журавлей, петухов, фантастических животных, цветов. Живопись панно отличается изяществом рисунка, пропорциональностью и естественностью. Неожиданная на берегу холодного северного моря столь экзотическая тематика — напоминание об интересе, возникшем в Европе XVIII в. к культуре стран Востока, который, несомненно, разделял и Петр I.





Отделка Лакового кабинета была начата по проекту И. Браунштейна в 1719 г. и уже к февралю 1722 г. 94 лаковых панно, написанных на липовых досках группой русских иконописцев под руководством и по рисункам художника Г. Брумкорста, были готовы. Безусловно, существовали образцы, завезенные из Китая, которые давали представление о технике и стилистике восточной миниатюрной живописи. Они и послужили образцами для русских художников. Столярные работы выполнил Ж. Мишель с помощью французских и русских мастеров.





Наборный паркет кабинета составлен из ромбов ореха и клена. Этот простой, но выразительный рисунок предложил сам Петр I.


На прикрепленных между панно резных золоченых полочках-консолях, поддерживаемых фигурками младенцев путти и сирен, разместили восточный фарфор, который в начале XVIII в. считался поистине бесценным и являлся предметом особой гордости владельцев. Полочек всего 129, они укреплены на гладких краснолаковых полосах, разделяющих большие панно, и различаются по размеру и художественному оформлению.




Постоянные торговые связи России и Китая позволили Петру в очень короткий срок составить обширное собрание высокохудожественных изделий из китайского и японского фарфора. Опись 1728 г. сообщала о 546 предметах, выставленных в Лаковом кабинете, чрезвычайно разнообразных по технике росписи и по назначению. Это чашки для чая и шоколада, кувшины, тарелки, графины, полоскательницы и т. д. Их раскраска разнообразна, хотя преобладает кобальтовая — синяя и голубая. Из этой первоначальной коллекции сейчас сохраняется около 150 изделий. Камин украшают две большие расписные вазы и фигурка японки из белого фарфора.




Живописный плафон Лакового кабинет, окаймленный лепным орнаментом из лент, веток дуба и картушей, развивает общую для плафонов дворца тему аллегорического изображения времен года. Здесь Ф. Пильман поместил символ осени — Вакханку с перекинутой через плечо шкурой барса, которая выжимает сок из виноградной кисти в чашу, чтобы напоить этим вином младенца Вакха. Композиция обрамлена виноградными лозами, а над ней помещена голова улыбающегося сатира и садовые инструменты. Яркие, сочные краски плафона прекрасно гармонируют с общим радостным настроением этого причудливого интерьера.



Плафон Китайского кабинета («Осень»)


До Великой Отечественной войны кабинет сохранял свой первозданный вид.








Когда же в 1944 г. после освобождения Петергофа сюда вошли сотрудники музея, их глазам предстали лишь голые кирпичные стены. Гитлеровцы уничтожили отделку кабинета, разломали и сожгли ценнейшие панно и резные полочки. В дальнейшем, при разборке блиндажей были найдены несколько чудом уцелевших лаковых панно, использованных немцами как строительный материал. По ним мастера прославленного Палеха воссоздали остальные. После реставрации кабинета в простенке между окнами поместили три подлинных панно. Мастера-резчики заново создали полочки и остальной резной декор кабинета. Богатая коллекция китайского фарфора вновь смогла занять свои места.

Парадный зал


С. А. Власов. Петровская комната во дворце Монплезир. 50-е гг.


Леонид Борисович Януш. Центральный зал дворца Монплезир в Петергофе, 1960-е годы


Монплезир. Интерьер. Бенуа А.Н..


Александр Николаевич Бенуа. Петергоф. Монплезир. Средний зал, 1942


Цесевич Александр Платонович (1918-1990) «Петродворец. Парадный зал в Монплезире», 1970


Из Лакового кабинета, дышавшего ароматом нездешних стран, гости попадали в центральное помещение дворца — Парадный зал (иногда его называли просто Зал).



Он предназначался для торжественных церемоний и обедов, приема гостей, проведения ассамблей — впервые введенных Петром I в русский обиход светских раутов. Парадный характер помещения подчеркнут его размерами и богатством отделки.



Широкие дверные проемы с одной стороны выходят в многоцветный, изобилующий фонтанами Монплезирский садик, с другой, северной стороны — к прохладной морской террасе, обдуваемой свежим ветром.


Прижизненный портрет Петра I кисти живописца Яна Купецкого (1667-1740)


Плафон над входными дверями


Плафон над входными дверями


Особую праздничность залу придает полихромная темперная роспись шатрового потолка с высокими падугами. Ее выполнил в 1718 г. Ф. Пильман, вместе с которым работали десять русских живописцев из Оружейной канцелярии.


На четырех гранях в фигурных клеймах, обрамленных цветочными гирляндами и орнаментами, помещены композиции, где в образах античных богов изображены четыре стихии: Вода (Нептун), Воздух (Юнона), Огонь (Вулкан) и Земля (Церера).

Нептун


Нептун


Нептун


Юнона


Юнона


Вулкан


Вулкан


Вулкан


Церера


Церера


В углах плафона художник изобразил головки — аллегории четырех ветров (весеннего Зефира, летнего Эвра, осеннего Нота и зимнего Борея).


На пологе, в окружении орнаментов и корзин с цветами, написаны фигуры четырех персонажей итальянской народной комедии дель арте, символизирующие четыре типа темперамента.


В центре над всем этим великолепием в центральном овальном просвете парит с лирой в руках бог солнца, покровитель искусства и поэзии Аполлон.



Аполлон в окружении братьев-ветров и персонажей итальянской народной комедии дель арте


В углах потолка находятся парные алебастровые полуфигуры, как бы поддерживающие на своих плечах свод. Эти восемь поясных скульптурных изображений людей разных возрастов олицетворяют времена года. Это настоящие шедевры барочной декоративной скульптуры первой четверти XVIII в. Французский посол Кампредон, восхищенный ими, в письме Людовику XV сообщал, что скульптуры выполнены «очень искусным мастером, подданным Вашего Величества». К сожалению, его имя достоверно не установлено.

Аллегории весны


Аллегории лета


Аллегории лета


Аллегории осени


Аллегории зимы


Переход от плафона к стенам подчеркивается виртуозно выполненным скульптурным фризом, украшенным лепными сюжетами также на тему времен года.


Фриз


Декоративная розетка над дверным проемом


Объединение сюжетов росписи и лепки в три главные темы — времена года, стихии и темпераменты — не случайно. Трактованные в аллегорических и мифологических образах, они символизируют подвижность и изменчивость мира, его разнообразие — идеи, свойственные искусству барокко.


Стены, как и в галереях, на всю высоту облицованы дубовыми филенками с вмонтированными в них картинами в черных лаковых рамах. Из 22 картин Большого зала особый интерес представляют изображения стоящих на рейде судов, выполненные любимым художником Петра Адамом Сило. Вызывает интерес картина «Охотничьи трофеи» талантливого голландского живописца Я. Веникса. Щит камина украшает большое полотно фламандца П. Кастельса «Ваза с цветами» — типичный натюрморт начала XVIII в. Из жанровых картин, которые в достаточном количестве имеются в Монплезирской коллекции, привлекает внимание сюжет «Веселое общество» голландского художника А. Паламедеса. Батальные сцены представлены работой фламандского мастера А.-Ф. ван дер Мейлена «Осада города Турне Людовиком XIV».












Отделка стен резным дубом с черными рамами картин, легкое и изящное многоцветье плафонной живописи, пол, выстланный в шахматную клетку черными и белыми мраморными плитами,— весь декоративный облик этого своеобразного и выразительного парадного помещения производит сильное впечатление. Образная содержательность Большого зала не раз привлекала внимание художников. Например, живописец Н. Ге в своей знаменитой картине «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» изобразил именно этот интерьер, хотя допрос происходил в другом месте.

Центральный зал Монплезира на картине Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год


На этом полотне император изображен сидящим в большом кресле, обитом малиновым бархатом. Подобное кресло мы можем видеть и сейчас у центрального стола на витых ножках. Вокруг стола и у стен стоят старые голландские ореховые стулья с сиденьями, обитыми красным сафьяном. Это одни из самых старых предметов дворца, сохранившиеся с петровского времени.










На столе стоят два огромных медных шандала русской работы. Там же, как напоминание об ассамблеях, проходивших в этом зале, выставлен большой стеклянный кубок емкостью 1,125 л, сделанный на русском стеклянном заводе в первой трети XVIII в. Штрафной "Кубок Большого орла".




Кубок Большого Орла – штрафная чаша для вина объемом более литра


Нарушителей правил петровских ассамблей ждало серьезное наказание — они должны были выпить подобный кубок, до краев наполненный водкой или вином. Устоять на ногах после такого возлияния оказывалось невозможным. Бывали и более серьезные последствия. По воспоминаниям современников известно, что этому наказанию подвергся жених царской дочери герцог Голштинский, после чего несколько дней пролежал больным.

Серов Валентин Александрович. Кубок Большого орла. 1910




Серия сообщений "Петергоф 2":

Часть 1 - Петергоф. Часть 50.
Часть 2 - Петергоф. Часть 51.
...
Часть 18 - Петергоф. Часть 67. Дворец Монплезир. Часть 1.
Часть 19 - Петергоф. Часть 68. Дворец Монплезир. Часть 2.
Часть 20 - Петергоф. Часть 69. Дворец Монплезир. Часть 3.


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments