deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

Петергоф. Часть 72. Дворец Монплезир. Часть 6.

Автор - Matrioshka. Это цитата этого сообщения





Музеи на карте:
1. Большой дворец; 2. Особая кладовая; 3. Музей фонтанного дела; 4. Гроты; 5. Музей Коллекционеров; 6 Музей "Императорские велосипеды"; 7. Музей семьи Бенуа; 8. Музей игральных карт; 9. Монплезир; 10. Банный корпус и Кухня; 11. Екатерининский корпус; 12. Вольеры; 13 Музей "Императорские яхты"; 14 Дворец Марли; 15. Эрмитаж;
Фонтаны на карте:
1. "Межеумный"; 2. "Нептун"; 3. "Дубовый"; 4. "Венера Италийская"; 5. "Аполлон"; 6. "Большой каскад"; 7. "Самсон"; 8. "Чаша" (Итальянский); 9. "Чаша" (Французский); 10. "Фаворитный"; 11. Аллея фонтанов; 12. "Оранжерейный"; 13. Каскад "Шахматная гора"; 14. "Римские фонтаны"; 15. "Водяная дорога"; 16. "Пирамида"; 17. Шутиха "Елочки"; 18. Шутиха "Дубок"; 19. Шутиха "Зонтик"; 20. "Солнце"; 21. Шутихи "Скамейки"; 22. "Колокола"; 23. "Сноп"; 24. "Адам"; 25. "Ева"; 26. "Китовый"; 27. Каскад "Львиный"; 28. Каскад "Золотая гора"; 29. "Менажерные"; 30. "Клоши" ("Тритоны");

Сад


Сад был разбит в 1718 году великолепным знатоком садово-паркового искусства — Леонардом Гарнихфельдтом.

Вид на фонтан в Петергофском парке, 1855-1865


Вид сада дворца Монплезир


Дациаро П. Монплезир со стороны сада


Монплезир со стороны сада Гейрот А. Описание Петергофа. [1501-1868]. Спб., 1868


В уютном уголке, залитым солнцем, где в летнее время высаживались тюльпаны, а по краям дорожек размещались экзотические растения в кадках, обожал отдыхать император Петр I. В августе 1721 года он пожелал, чтобы в середине Монплезирского сада был установлен фонтан с золоченными статуями. Петр I хотел, чтобы они стояли на железных подставках, а около них были круглые точеные золоченные пьедесталы. Так, в 1721 году здесь появился бассейн, в котором стояла ваза фонтан «Сноп», сделанная из туфа.

Открытка царской России


Открытка царской России


Открытка царской России


Открытка царской России. Сад Монплезир


Установленный в центре садовой композиции здешнего сада, фонтан «Сноп» символизирует процветание России.


Изобилие и достаток прочно увязывали с урожаями зерновых, поэтому выбрана туфовая тумба, изображающая связку колосьев.



Наклонные водяные струи бьют из-под основания снопа, вырываются они из него и сверху.



Поверх каменного символа изобилия возникает его водяная аллегория, сформированная пучком струй. Они видны со всех концов сада, центральная струя взлетает почти на 5 метров над пьедесталом.




Перед дворцом Монплезир создан небольшой сад в голландском стиле. С восточной и западной стороны его замыкают здания, а с южной он входит в общий парковый массив. Голландские партерные сады обычно состоят из постриженного самшита, но в Северной российской столице эти прихотливые кустики мёрзнут, поэтому здесь их заменили цветы: весь сад делится на четыре цветника, рисунок которых расположен симметрично по отношению к друг другу.


В центре каждого цветника стоят фонтаны «Колокола», украшенные золочеными скульптурами. Терракотового цвета площадки украшены завитками узоров, сформированных из травяных газонов с вкраплениями цветов.


Фонтаны различаются не только скульптурой, но и основаниями: два пьедестала имеют форму вазы с рельефными акантовыми листьями, а два других – форму колонн с каннелюрами – вертикальными углублениями, желобками на стволе колонны. Автор пьедесталов – Н. Микетти.




Вода поднимается по трубам, скрытым в пьедесталах. Под скульптурой на постаментах укреплены диски с закругленными краями. Вода, соскальзывая с них, образует прозрачные водяные колокола, поэтому фонтаны и назвали на французский манер «Клоши» – «Колокола».

Скульптуры – фонтаны сада Монплезир


В центре каждого из четырех партеров, на которые делится Монплезирский сад, по замыслу Петра были устроены фонтаны «Колокола», украшенные золоченой скульптурой. Эти водометы создавались в 1721-1723 годах по чертежам Н. Микетти одновременно с центральным фонтаном «Сноп». Обветшавшие свинцовые статуи в 1817 году заменили бронзовыми. Восковые модели для них выполнил И. Мартос со слепков, хранящихся в музее Академии художеств.

Фонтан северо-западного партера Монплезирского сада украшен скульптурой молодого бога Аполлона, именуемого «Аполлино» и представляющего копию с античного оригинала IVв. до н.э.









Восточнее находится партер, в центре которого статуя «Психеи» – копия оригинала, выполненного итальянским скульптором эпохи классицизма Антонио Кановой (1757-1822).



Психея помещена ближе к дворцу.








Скульптура «Фавн с козленком» является копией с античного оригинала I в. до н.э. и украшает юго-восточный партер сада.







Напротив, в юго-западном партере, установлен «Вакх» – копия с работы Якопо Сансовино (1486-1570) – итальянского скульптора и архитектора эпохи Высокого и Позднего Возрождения.






Еще одним декоративным элементом каждого партера избраны прекрасные крупные вазы, служащие контейнерами для теплолюбивых растений. Белые с нежно-синими узорами, они выделяются на фоне остальных расцветок партеров.














До недавнего времени достопримечательностью сада был дуб, посаженный лично Екатериной II, сейчас от него остался этот пень и табличка.


Памятный знак на месте нахождения дуба при Монплезирском дворце в Петергофе


Перед дворцом Монплезир остался пенек дуба, посаженного Екатериной 2 в 1762 году, но в 2000 году буря повредила его.


В Петергофе работают прекрасные мастера садово-паркового искусства, обладающие тонким вкусом, здесь совершенно нет кричащих красок в цветочном обрамлении, всё подобрано очень гармонично.




С южной стороны в уголках Монплезирского сада притаились водяные забавы петровской эпохи – фонтаны-шутихи "Диванчики". Это самые старые из шутих, дошедших до нашего времени. Они были созданы по чертежам Н. Микетти, собственноручно исправленным Петром I, и "опробованы водою" в 1723 году. С тех пор их внешний вид не менялся. По своему облику "Диванчики" – характерные для XVIII столетия парковые сооружения трельяжного типа с решетчатыми спинками и ножками. На выгнутых посередине спинках укреплены маскароны тритонов – образцы декоративной скульптуры 20-х годов XVIII века. Скульптор придал тритонам человеческий облик, но в то же время подчеркнул фантастичность этих мифологических персонажей. Кажется, что голова тритона только что показалась над водой, волосы его взлохмачены, широко расставленные глаза испуганно и напряженно всматриваются вдаль. Остро очерченный хищный нос и раскрытый рот как бы жадно втягивают воздух.




При попытке подойти к дивану из маскарона и туфовой горки, находящейся под ним, с шумом вылетают водяные "язычки" и брызги. Одновременно вверх поднимаются высокие водяные струи, скрытые в камнях площадок, расположенных перед "Диванчиками".




Серия сообщений "Петергоф 2":

Часть 1 - Петергоф. Часть 50.
Часть 2 - Петергоф. Часть 51.
...
Часть 21 - Петергоф. Часть 70. Дворец Монплезир. Часть 4.
Часть 22 - Петергоф. Часть 71. Дворец Монплезир. Часть 5.
Часть 23 - Петергоф. Часть 72. Дворец Монплезир. Часть 6.
Часть 24 - Художник Евгений Дубицкий. Часть 4.


Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments