 Монастырь, в котором расположен этот интересный собор, назван Спасо-Вифанским в честь одного из важнейших евангельских событий - воскрешения Христом праведного Лазаря, которое произошло в городе Вифании. ">Описано, что по воле Иисуса Лазарь воскрес на 4-ый день после смерти, после чего прожил еще 30 лет. Обитель, основанная на подмосковной земле, в 4-х км от Сергиева Посада, напоминает об этом событии. Это место часто называют коротко: Вифания.  Митрополит Платон  Символичность собораОбустраивать здесь, на месте скита, монастырь начал в конце XVIII века ректор Троице-Сергиевой семинарии, митрополит Платон.  Покои отца Платона. Жемчужиной монастыря стал совсем небольшой, но просто удивительный по своей задумке собор - Спасо-Преображенский. Он был построен в 1780-х годах в виде 2-ярусного, «овального» здания. Его миниатюрность, округлость и сама архитектура должна была напоминать о раннехристианских храмах. Внутри это сходство усиливала колоннада, поддерживающая хоры верхнего яруса, которая позже была заменена на консоли.  Так убранство собора выглядело до революции. По задумке отца Платона, у собора два престола. Верхний напоминает о Преображении Господнем и, соответственно, так и называется, а нижний олицетворяет место, где воскресили Лазаря. Мудрый митрополит видел в этом символичность: «Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление». Он объяснял, что человеку нельзя удостоиться преображения, пока он не удостоился воскресения, и называл это «союз таинственный». Свой замысел Платон воплотил в совершенно невероятном внутреннем убранстве храма, аналогов которому, скорее всего, нет на Земле.  Икона Тихона Задонского в нижней части храма. Нижний престол, расположенный в алтаре, выглядит как пещера благодаря соответствующе оформленной стене. Как сказано в Евангелие, именно в пещере похоронили праведного Лазаря (таков был древний иудейский обычай). А поскольку над пещерой возвышалась гора Фавор, внутри собора воссоздали и ее - «макет» покрыли мхом и украсили цветами, на горе можно видеть искусственные растения. Согласно задумке Платона, гору венчает алтарь верхнего храма.  Кажется, что ты попал в пещеру.  Верхний ярус символизирует Преображение. В дореволюционные времена такое устройство собора помогало прихожанам, не все из которых читали Евангелие (многие были неграмотны), узнать и наглядно представить те далекие события. Как и при отце Платоне, современные верующие в этом храме причащаются по-особому: чтобы принять Святые Дары, надо подняться по ступенькам на верхний ярус - словно на гору Фавор.  Чтобы причаститься, нужно подняться на символическую гору. В XIX веке у собора появились более современные пристройки, здесь возвели новую колокольню, башню.  Советские и современные годыПосле революции монастырь серьезно пострадал. Обитель упразднили, и монахам предложили остаться в качестве работников созданной здесь сельхозартели, однако и ее несколько лет спустя тоже упразднили. В некоторых постройках монастыря разместили детдом, в митрополичье здание свезли экспонаты местного музея. А в начале 30-х на землях монастыря открыли птицекомбинат.  Большевики изуродовали Тихвинский храм. Преображенский храм, дом батюшки Платона, Святые врата обители, колокольню, ограду разобрали. Разрушили даже монастырский некрополь. А в расположенном на территории обители Тихвинском храме устроили инкубатор, предварительно обезглавив церковь. Позже в здании стали проводить танцы. А корпус семинаристов отдали под кожвендиспансер. Спасо-Вифанскую обитель вернули в ведение Сергиевой Лавры и стали восстанавливать только к началу 1990-х годов. Реставраторам пришлось по крупицам воссоздавать почти полностью разрушенные строения. Эти работы идут до сих пор.  Врата монастыря в наши дни. Возродили и Спасо-Преображенский собор. Теперь здесь снова все выглядит так, как было задумано отцом Платоном. Верхний иконостас восстановлен относительно недавно.  Здесь все сделано, как задумал отец Платон. Текст: Анна Белова Источник: https://kulturologia.ru/blogs/080820/47208/ Источник |
|