deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

Арзамас - одно из самых интересных направлений летнего внутреннего туризма 2020 по версии National

Автор - Оксана_Лютова. Это цитата этого сообщения
Город Арзамас находится  недалеко от Нижнего Новгорода. Мы попали в него уже поздно вечером...


Соборная площадь.

Взглянув на фотографии, вы можете сказать: "Ну ничего себе, красота какая!" - и будете отчасти правы. Арзамас местами прекрасен, но... Именно эти места используют для большинства фотографий, в том числе статье National Geographic о самых интересных направлениях летнего внутреннего туризма 2020.

“Вот я в Арзамасе и очень доволен этим. Славный город. 36 церквей и — ни одной библиотеки. По улицам, мощённым огромными обломками каких-то серых скал, ходят свиньи, полицейские и обыватели, ходят медленно, имея вид существ, совершенно лишённых каких- либо активных намерений. Уличная жизнь очень развита — обыватели бьют жён своих на тротуарах.”

Это, если что, не я, это Максим Горький, который попал в Арзамас в мае 1902 года. И, как бы это помягче сказать... Его описание вполне соответствует истине. Без рукоприкладства, правда! Но впечатлений - завались!


Арзамас - это город, не то, чтобы древний, но старый. Основан был, по легенде, Иваном Грозным как крепость во время походов на Казань. С ним связаны истории двух крупнейших крестьянских восстаний, Разина и Пугачева. Это был крупный торговый центр, утопающий в садах, над которыми возвышались колокольни церквей. Проездом сюда заезжал вездесущий Пушкин по дороге в Болдино, здесь жил в детские годы Гайдар, родился патриарх Сергий, а также находился в ссылке Максим Горький. Главным символом города считался гусь - особая порода голубоглазых бойцовых арзамасских пернатых в ботиночках из дегтя и опилок славилась по всей России. Мне город приглянулся близостью от Нижнего (где я проводил отпуск), старинной застройкой и статьей в National Geographic, которая гордо заявляла, что Арзамас - это новый центр летнего туризма с историческим уклоном.

КАК ДОБРАТЬСЯ?

Арзамас находится в 100 с лишним километрах к югу от Нижнего Новгорода, рядом с трассой Нижний-Саранск. Добраться туда, соответственно, можно на машине, либо на поездах и электричках, отходящих с центрального нижегородского вокзала. Все станции в самом Арзамасе, правда, находятся исключительно в новой части города, и добираться до старого центра придется на такси или общественном транспорте, т.к. пешком по дороге смотреть особо нечего.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ?

Посмотреть, на самом деле, есть что. В самом центре старого города расположена Соборная площадь, откуда на север и юг разбегаются несколько старых улочек. На площади высится очень интересный и масштабный Воскресенский собор, построенный в память о победе над Наполеоном в XIX веке - и это одна из главных “продающих” достопримечательностей Арзамаса. Он и правда великолепен (даже в своем ремонтируемом виде) - классический, белокаменный, с масштабными колоннадами со всех четырех сторон и фресками над ними, да еще и стоит на краю холма, поэтому невероятно фотогеничен и виден из разных точек города.


На той же площади стоит женский монастырь, интересная церковь живоносного источника с деревянной башенкой, очень оригинальное здание магистрата XVIII века в немного западноевропейском стиле, заросший и запущенный (но от этого еще более интересный) Ленинский садик - там ночью не горит ни один фонарь, так что гипсовый Владимир Ильич вполне может сходить во тьме кромешной с постамента и прогуливаться по тропинкам. Еще отсюда видны оставшиеся крупные церкви. Лучше всего вся эта прелесть выглядит в сумерках, т.к. днем площадь превращается в огромную парковку, где "бросают" машины местные жители, приезжающие на рынок.

 

От здания магистрата вниз по холму спускается улица Гостиный ряд - это типовой проект из двух рядов каменных лавок и магазинчиков. Место - невероятно живописное, особенно в сумерках и свете фонарей, если бы не одно “НО” - большинство зданий требуют ремонта и изуродованы вывесками в худших традициях 90-х. Улица шикарная, если её привести в порядок - она может быть и центром местной, и центром туристической жизни, если “населить” ее интересными лавками и кафешками (или оставить те же, но привести к единому знаменателю вывески).


 

Свернув налево от Гостиного ряда, попадаем на площадь перед Благовещенской церковью, улицу Мучной ряд и к местному автовокзалу. Опять же - в сумерках и вечером, в свете фонарей, смотрится шикарно, особенно учитывая, что город, похоже, “вымирает” уже в 7 вечера - огромная площадь полностью в вашем распоряжении (особенно во время пандемии по коронавирусу).



В верхней части старого города тоже есть, что посмотреть - она классическим “трехлучием” екатерининских времен идёт на север от Соборной площади. Самая скучная из трех улиц - средняя, Кирова, хотя и на ней есть пара интересных домов. Левая, улица Советская, интересна большим количеством симпатичных церквей, скверов и, особенно, купеческими особняками и просто симпатичными деревянными домами в наличниках. К ней же примыкает Верхняя Набережная - улочка с панорамными видами на поля к западу от города и шикарный храм в пригородном селе Выездное.
 


 

Правая - это условно “пешеходная” (условно потому, что машины тут ездят, пусть и с меньшей интенсивностью, но народ все равно прогуливается по середине) улица Карла Маркса, где тоже есть, на что посмотреть. Упирается она в водонапорную башню и центральный парк.
 



 Визит в Арзамас пришелся на постепенный выход из карантина, поэтому часть заведений города еще не работала. Более того, в старой и наиболее привлекательной для туристов части города каких-то интересных точек общепита практически нет. Выбирая варианты для проживания, я пришел к выводу, что удобная гостиница там всего одна - отель “Реавиль”, и тут мне повезло, ибо это просто какой-то островок богемной жизни посреди Арзамас Классик.



Отель довольно хорош, хотя и не из дешевой категории, зато стоит почти у Соборной площади, на той самой пешеходной улице Карла Маркса, да еще и из окон, выходящих на южную сторону, виден абсолютно “поленовский” дворик с маковками церквей и кафедрального собора. 

Про ресторан отдельно - по рассказам персонала, шеф сюда был выписан из Ялты, и вроде бы он даже учился у “мишленовских” поваров. Не знаю, насколько это правда, но готов поверить - еда тут просто шикарная! Помимо обязательных блюд из гуся, тут были элементы чехии в виде “шпанельского птачека”, шикарный кролик-конфи, домашние пельмени - в общем, никаких других мест для обедов и ужинов искать не пришлось, ибо заведения с названиями “Слободка”, “Русь”, “Тройка”, “Усадьба” и т.д. оптимизма не внушали. Насколько я понимаю, если поселиться в новом городе, то там есть и всякие мини-кофейни, и крафтовые бургер-бары, и “Додо” - но, как уже говорилось, смотреть в той части нечего. Рядом с парком Гайдара и водонапорной башней в конце улицы Карла Маркса есть еще чайная/кофейная, которая очаровала меня в панорамах Гугла, но увы, коронавирус, они не работали.

Визуальными ориентирами и доминантами на разных концах Карла Маркса служат два интересных здания, выделяющихся на фоне малоэтажной застройки. Со стороны Соборной площади это колокольня монастырской Никольской церкви, о которой стоит рассказывать отдельно, вместе с другими достопримечательностями этой части города. А вот с другого конца высится шикарная водонапорная башня начала века

Башня красивая сама по себе, к тому же еще и гордо возвышает над окружающими улицами гербы Арзамаса и Нижнего Новгорода. Рядом с ней стоит избушка смотрителя. Беда в том, что относится она к режимной территории (несмотря на то, что никакой стратегической ценности не представляет и давно отключена от водопровода), поэтому любоваться ей можно только с почтительного расстояния - подойти поближе, прикоснуться, подняться нельзя, и забор с колючей проволокой не устанет об этом напоминать.

За башней - городской парк имени Гайдара, частично реконструированный в 2019 году, поэтому часть дорожек уже щеголяет классической московской плиткой, стриженными газонами и современными фонарями. Парк - симпатичный, многие города покрупнее могут ему позавидовать. 

Если встать на улице Верхняя Набережная и посмотреть на запад от Арзамаса, то взгляд точно упадет на поселок Выездное - он расположен так близко, что кажется просто еще одним городским районом, от границы города по реке Теше до него чуть больше 600 метров.

 Но почему поселок обязательно привлечет взгляд? Потому, что на его краю, возвышаясь над окрестными полями, стоит огромная и совсем не деревенская церковь Смоленской иконы Одигитрии. Храм этот стал чуть ли не основной причиной появления в Арзамасе своего кафедрального собора, гордо возвышающегося на вершине холма, словно с пренебрежением глядя на "младшую сестру". История появления этих двух церквей и их своеобразного соперничества - отдельный исторический "анекдот" (не в смысле "шутка", а в значении "реально произошедшая история").


И ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Ну, для начала произошла Черемисская война - почти пятилетнее сопротивление части марийцев объединению поволжских земель Иваном Грозным. Чтобы защитить недавно созданное поселение Арзамас, за рекой Тешей, на границе земель, откуда ждали врага, создали Выездную казачью слободу - гарнизон, призванный отразить нападение. К XVIII веку условно внешних врагов в центральной России у царства не осталось, и земли были отданы боярам Салтыковым. При них село разрослось практически до промышленного центра - один из Салтыковых устроил тут настоящую индустриальную революцию, построив три кожевенных, два свечно-сальных, три кошмовальных и два клееваренных завода, и отдав их в управление своим крепостным. Сам дворянин отлично себя чувствовал, выдавая ссуды и "состригая купоны".


 

Крестьяне, как известно, были людьми набожными (что с точки зрения царской власти было более чем эффективно). Один из крепостных заводских управляющих, бездетный Иван Васильевич Гостьков, всю жизнь лелеял мечту - подарить Выездному новый храм взамен двух существующих, но обветшавших. Объединившись с другим крепостным и построив на ссуду от помещика кожевенный заводик, Гостьков скопил достаточную сумму денег и через Салтыкова "пробил" необходимость постройки новой церкви.


Результат превзошел все ожидания - долгое время Смоленская церковь в Выездном была самой большой сельской приходской во всей нижегородской губернии. Салтыков даже пожертвовал для храма картину кисти испанского художника Мурильо. Огромный храм был построен в традициях классицизма, а вот шатровая колокольня отсылает к старым церквям былых эпох. Гостьков за свои старания удостоился наивысших почестей - Салтыковы освободили его из крепостных, а при освящении церкви в 1815 году, по легенде, епископ нижегородский и арзамасский даже провел Ивана Васильевича через царские врата: честь, простому крестьянину и в мыслях бы не явившаяся.

ТАК, С ОДНИМ ХРАМОМ ЯСНО, А ВТОРОЙ?

 Выездное и его церковь отлично видны с арзамасского холма. Нетрудно себе представить, какие эмоции испытывали высокопоставленные и высокородные горожане, когда буквально под их носом строится храм, который своим великолепием затмевает все богатство церквей, издревле считавшихся украшением их уездного города! А тут как раз и Наполеон подоспел, и война отечественная, и победа славная - есть повод отметить и утереть нос выскочкам из Выездного! Так, в 1814 году (то бишь за год до окончания строительства Смоленской церкви) в самом центре города, на высоком холме, довлеющем над окрестными равнинами, был заложен собор, призванный подчеркнуть господствующее положение Арзамаса и выиграть "войну храмостроителей"!

Воскресенский собор был спроектирован местным архитектором, Михаилом Петровичем Варенцовым, которому в ту пору не было еще и 30 лет! Михаил Петрович войдет в историю отечественного зодчества под своим звучным псевдонимом - Коринфский (при взгляде на классические колоннады, украшающие большинство его работ, происхождение псевдонима и архитектурные предпочтения вопросов не вызывают). 

АРЗАМАССКИЙ СОБОР ВНУШАЕТ!

 

Еще как внушает! Это одна из "продающих" визитных карточек города, практически "Vizit Arzamas"! На фоне безоблачного голубого неба - так вообще впечатляющее зрелище. Он максимально геометрически правилен - длина и ширина равны, по 30 саженей, четыре фронтона украшают, суммарно, 48 колонн, а над ними на фресках изображены библейские сюжеты. Но самая его примечательная, и абсолютно незаметная невооруженным глазом, деталь - это купол, который является... деревянным!

Возводившие его строители чуток "напортачили" - при попытке соорудить кирпичный купол дал трещину юго-западный опорный столп. И тут история дала проявить себя еще одному крепостному-самородку - крестьянину Егору Михайлову, который слыл, согласно народной молве, непревзойденным строителем. Михайлов почесал затылок и после проведенных в уме сложных математических калькуляций пришел к выводу: столп выстоит, но лучше всего его "окольцевать" кованным железом, а сверху обернуть в бумагу - та порвется, если колонна попытается пойти трещинами. А купол, от греха подальше, лучше вообще сделать из дерева! На том и порешили. О полной истории собора можно почитать несколько статей здесь, а я приведу описание Мельникова (Печерского), который осматривал храм вскоре, после его постройки:

"Первое, что обращает на себя внимание всякого приезжего в Арзамас, это собор, которому подобного я не видал ни в одном губернском городе, тем более в уездном. Он выстроен на главной площади здешним купечеством в воспоминание 1812 года. По двенадцати колонн поддерживают каждый из четырех фронтонов; пять куполов возвышаются над этими фронтонами; средний из них очень обширен. Внутри собор еще не окончен работою, средний алтарь еще не освящен. Стенная и иконостасная живопись очень хороша -- это работа Ступинской школы живописи.

Стенная живопись исполнена не красками, а тушью, что придает картинам вид литографированных. Собор выстроен по плану архитектора Варенцова, под надзором академика Коринфского (которые, как мы уже знаем, были на самом деле одним и тем же человеком - прим. Ленивца); во время постройки лопнули было некоторые колонны; чтобы поправить это, нужно было много времени. Особенно замечательно в этом храме расположение окон: когда вы стоите в самой средине здания, под средним куполом, вы видите окна только над головою, между тем как освещения очень много. Окон в стенах из центра не видно, потому что косяки сделаны не прямо, а вкось; такое освещение придает много эффекта. В соборе будет пять алтарей, один подле другого".

Вот так - два, возможно, самых приметных провинциальных храма нижегородской губернии были построены благодаря двум крепостным крестьянам! И до сих пор стоят Смоленская церковь на равнине и Воскресенский собор на холме, радуют глаз горожанам и путешественникам, да спорят между собой - кто красивее и величественнее получился! 

"На той же площади, на которой воздвигнут ... собор, находится Никольский женский монастырь. Он основан в 1606 году. Удивительная чистота в церквах, порядок службы ставят его на ряду с лучшими монастырями русскими; приятное пение привлекает к слушанию богослужения все лучшее арзамасское общество. Сестры этой обители занимаются вышиванием золотом, и работа их, по чистоте своей, высоко ценится покупателями. Кроме соборов (теплого и холодного), на площади стоит еще одна церковь (Введения во храм Пресвятой Богородицы), которая, стоя не на месте (и притом без прихода), очень много отнимает вида у площади, очень обширной, но мало обстроенной хорошими домами, которые соответствовали бы собору.

К этой грязной площади примыкает обширный, каменный гостиный ряд, который спускается под гору. За этим гостиным двором и небольшим оврагом находится Спасский монастырь и Благовещенская церковь, окруженные несколькими другими храмами. Спасо-Преображенский монастырь основан по приказанию Иоанна Васильевича Грозного, вскоре после взятии Казани, в память похода его чрез здешние места, Он одарен был набожным завоевателем царства Казанского многочисленными отчинами и угодьями. В 1685 году он был перестроен; теперь в нем три церкви: холодная, теплая и еще над воротами. В этом монастыре мне показали три старинные грамоты; одна из них подписана тремя патриархами, Иовом, Гермогеном и Филаретом, другая -- Филаретом, а третья -- Адрианом. Благовещенская церковь обращает на себя внимание всякого по внутреннему великолепию; в ней показывают большое евангелие, принесенное в эту церковь Булгаковым, с собственноручною надписью этого вельможи."

Примерно так описывает центр старого Арзамаса писатель Павел Мельников/Андрей Печерский, побывав здесь проездом в середине XIX века. Давайте разбираться, что с тех пор поменялось, а что осталось прежним!

ЧТО СОХРАНИЛОСЬ?

Николаевский женский монастырь - на месте. Основан он, как теперь утверждается, не в 1606 году, а даже раньше - около 1580. Монастырь закрывали при советской власти, но в 1994 году "возобновили". На его территории стоят 2 храма: приземистый Богоявленский собор выходит на саму площадь, а за ним возвышается Николаевская церковь, колокольня которой красиво завершает перспективу улицы Карла Маркса.

Мельников пишет о двух храмах на соборной площади, "теплом" и "холодном". Холодный храм (он же летний, то бишь - неотапливаемый) - этот тот самый роскошный Воскресенский собор.  А вот "теплый" (отапливаемый, зимний) - это церковь Живоносного источника, и вместе храмы образуют шикарный ансамбль, как и во многих старых городах, правда, не везде такие "парочки" сохранились. Интересная штука - купол церкви тоже покоится на деревянной башенке.

А вот Введенской церкви, которая так не понравилась Мельникову, больше нет - её разобрали в 1929 году. Стояла она где-то между Ленинским садиком и зданием Магистрата, т.е. около нынешней автобусной остановки. Кстати, про Магистрат!

ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

 

Это плод петровских реформ - в начале XVIII века он основал институт магистратов, городских управлений, объединявших на местах законодательную, исполнительную и судебную власти. Эксперимент, с различными изменениями, продолжался почти сто лет, пока учреждения не были упразднены, а их обязанности разделены на несколько органов.

Арзамасское здание магистрата - одно из немногих оставшихся в России, особенно в таком идеальном состоянии. После упразднения титульного учреждения, большую часть XIX века здесь размещалась пожарная команда, а сейчас - Музей российского патриаршества.

А ЗА НИМ - ГОСТИНЫЙ РЯД?

Да, он самый, потенциально - самая привлекательная для туристов улица Арзамаса. Читал во многих отзывах об Арзамасе, и то же самое мнение высказывал наш местный знакомый, взявший на себя нелегкий труд знакомить туристов с городом - если бы эту улицу отреставрировать и привести к единой концепции, Гостиный ряд был бы настоящей изюминкой! Построен он по типовому проекту, но не надо поэтому отождествлять его с "хрущевками" - имперские "Альбомы образцовых построек" это вам не панельные конструкторы! Построены Гостиные ряды были в начале XVIII века, на месте старых деревянных лавок, погибших в пожаре. С тех пор, изначально "образцовый" проект неоднократно перестраивался, поэтому среди магазинчиков встречаются как самые первые торговые лавки трехвековой давности, так и "малолетки" слегка за сто. Причем большинство из них продолжают работать по назначению - торгуют разной всячиной. И, как уже неоднократно говорилось: убрать убогие вывески и рекламные постеры, заменив их на единую концепцию оформления, добавить сюда пару сувенирных лавок и кафешек, которые смогли бы выставлять летние столики на тротуары и в аркады - и улица станет конфеткой. Но разговоры идут уже 20 лет, а воз и ныне там.

А ДАЛЬШЕ ЧТО?

А дальше есть еще улица Мучной ряд, в котором худшие традиции постсоветских недоунивермагов соседствуют с корпусами двухсотлетней давности, а перед ними - площадь Сергия Старгородского, на которую выходят сохранившиеся и восстановленные постройки Спасского монастыря, который также упоминал Печерский.

Самый заметный храм - это, конечно же, высоченная и златоглавая Благовещенская церковь, к которой примыкают Преображенский собор (бывший городским архивом в советские времена) с зелеными маковками и восстанавливаемая церковь Рождества Богородицы, с новенькой шатровой колокольней во дворе. Сам монастырь находится, что называется, в переходной стадии - он живет, в нем работает кузница и пекарня, есть келейные корпуса, но при этом пока его территория немного напоминает складскую базу, а не вылизанные современные монастыри, как в том же Нижнем. Чем, пожалуй, он и ценен.

via

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments