?

Log in

No account? Create an account
deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Category:

Шедевры мирового садового искусства... Императорские сады Петербурга. Ораниенбаум

Автор - танкист_Т-72. Это цитата этого сообщения

Неповторимость каждого из дворцово-паркового ансамбля в пригородах Се­вер­ной Пальмиры наиболее убедительно и зримо воплощена в художественном облике парков ОраниенбаумаОраниенбаум занимает особое место среди пригородных дворцово-парковых ансамблей Северной столицы России. Ораниенбаум – один из удивительных по красоте и своеобразию пригородов Петербурга, хранилище шедевров русской культуры. Прежде всего, это грандиоз­ный садово-парковый ансамбль. Искусством человека на протяжении двух веков здесь создан ландшафт, в котором органично воссоздавались единство человека и природы. В Ораниенбауме, в отличие от парадных царских резиденций Петергофа и Царского Села, в на протяжении всего XIX века не возводились новые дворцовые комплексы. Культурно-историческая ценность Ораниенбаума неизмеримо выше других ансамблей вследствие его уникальной сохранности в годы ВОВ.

Французский, регулярный парк. Ораниенбаум своим возникновением обязан сподвижнику царя Петра Алек­сеевича, Александру Даниловичу Меншикову, чья судьба и удивительная жизнь неким мистическим образом, повлияли на историю и жизнь последующих обита­телей княжеских палат.

Часть Ингерманландии между Копорьем и Ямом (а это одиннадцатая часть от всех новых земель) царь пожаловал Данилычу: государь знал, что деньги на обустройство этих земель Меншиков найдёт.

Объезжая свои владения, князь обратил внимание на небольшую чухонскую мызу на высоких холмах у реки Карость, напротив зеленевшего вдалеке острова Котлина. Не долго думая, свет­лейший принял решение о строительстве в этом месте своей загородной резиден­ции. С 1710 года эта резиденция стала называться “Ораниенбаумом” – померан­цевое (апельсиновое) дерево.

Вот что пишет историк Парахуда В. А.: “Оранжевая “тема” издавна присуща нидерландскому королевскому дому, а Пётр Первый был большим поклонником Голландии. Вот в этой исторической связи и лежит ключ к пониманию загадки: Ораниенбаум – это династическое “Дерево Оранских”, штатгальтеров Голландии и королей Англии”. И в этой связи интересен тот факт, что в 1703 году имение Меншикова в Рязанской губернии назвали Ораниенбург (Раниенбург. Ныне город Чаплыгин). Скорее всего, Александр Данилович хотел показать, что в богатстве и славе не уступает самому Вильгельму III Оранскому. Точно мы это не узнаем никогда.

Нижний, он же и французский (4.8 га). Ещё в 1710 году Фонтана заложил краеугольный камень будущего Менши­ковского поместья на холме у реки Карость. В 1714 году под руководством немецкого архитектора Готфрида Шёделя, с 1713 года на службе в России,начинаются основные работы по строительству ансамбля Большого дворца и разбивке парка вокруг него. Однако начало работ в имении было положено архитектором Джованни Фонтана. У князя Меншиков много было имений, подарков царских,: в Копорье, в Стрельне, “Монкураж” в Петергофе, однако Ораниенбаум стал любимой загородной резиденцией.

Скульптура в Нижнем саду. Нижний сад – регулярный сад перед северным фасадом дворца, площадью более 4.8 гектара, с самого начала использовался как парадный. От Финского залива к гавани, устроенной перед главными воротами сада, был прорыт пятисо­тметровый канал, по которому к пристани подходили лодки с гостями. Его берега были обсажены двумя рядами деревьев, а у конца, там где и была пристань, возвели лестницы, каменный павильон и беседку. С каналом связана одна город­ская легенда: ждали приезда императора, который должен был прибыть в Орани­енбаум на корабле, и, как всегда, не успевали с постройкой канала, по которому царь мог бы подойти к берегу, заросшая камышом прибрежная полоса не давала этого сделать. Тогда Меншиков приказал согнать 9 тыс. солдат и крепостных крестьян, которые за три дня вырыли этот канал, и царская шлюпка спокойно подошла к пристани. Выйдя на берег, царь сказал Меншикову: “Дело знатное, хотя должно быть и коштовато”.

В начале XX века дворцовый парк Ораниенбаума занимал площадь 500 гектар, против нынешних 162 га государственного музея-заповедника. Ныне он потерял южные территории вместе с Красным прудом и выходом к Финскому заливу. А бывало, и сам хозяин усадьбы подплывал к дворцу на позолоченной лодке, обитой внутри зелёным бархатом, и чинно выгру­жался на берег в сад.

В 1713-1720 годах садовых дел мастер из Швеции Христофор Грац.

Форма сада, если смотреть с высоты птичьего полёта, очень похожа на тра­пецию. Его центральная аллея являлась продолжением каналом, завершаясь перед террасами дворца. ОТ верхней террасы расходятся в радиальном направлении две аллеи – границы сада с запада и востока. Вдоль ограды шла вторая дорога, которая также заканчивалась перед парадным входом. Сад был великолепен: богатые цветники орнаментально-геометрического рисунка, многочисленные бассейны и оранжереи, превосходные фонтаны удовлетворяли вкусам самых утончённых ценителей садово-паркового искусства. Для питания водой водных сооружений парка была создана специальная система накопительных прудов, которые располагались к югу от дворца. Их общее количество достигало десяти, а семь из них находились на возвышенности для создания необходимого давления. В саду было установлено тридцать девять деревянных скульптур, выкрашенных “под мрамор”, а четыре свинцовые фигуры, также украшавшие сад, были по­крыты позолотой. Известные садовые мастера из Швеции Грац Христофор и Эйк Яган работали в Ораниенбауме в течение двадцати лет, и своего наивысшего расцвета парковое искусство в этих местах достигло в середине XVIII века с приходом Ф-Б Растрелли. Именно он проложил центральную аллею от лестницы, продолжив её таким образом. Деревянную скульптуру заменили на мраморную, привезенную из Италии. Среди статуй особо выделялись произведения А. Бонацца – Амур, Флора, Вертумн (заведовал сменой времён года) и Помона (хранитель­ница плодовых деревьев). Нижний сад Большого (Меншиковского) дворца стал одним из первых регулярных садов России.

В саду высадили липы и клёны, ели и можжевельники. Продолжая традицию московских садов, здесь росли и плодоносили яблони, вишни и ягодные кусты, которые, в сочетании с подстриженным пирамидально можжевельником, созда­вали удивительный декоративный эффект. Как реверанс петербургскому климату, в саду были устроены небольшие оранжереи и теплицы для выращивания не только овощей и фруктов, но и разно­образных редких, экзотических для севера растения – ананасов, персиков, абрико­сов. Росли там, разумеется, и апельсиновые деревья. Большая оранжерея находи­лась у восточного конца ограды Нижнего сада, но была разобрана ещё в XVIII веке.

Из окон дворца хорошо были видны три больших фонтана, которые к сере­дине XVIII века пришли в упадок. Незадолго до своей гибели император Пётр Фёдорович принял решение восстановить фонтаны Нижнего парка. Однако его супруга, со словами, которые она впоследствии часто говАривала, “Ненавижу фонтаны”, указала прекратить их восстановление.

После опалы и ссылки светлейшего без хозяйского надзора прекрасные сады и парки “пришли во всеконечное разорение”.Ослеплённая роскошью Франции, Европа некоторое время повторяла фран­цузскую моду на сады, как, впрочем, и на французские нравы, вкусы. Покрой одежды и даже образ мыслей. Но потом из этой сухой рассудочности вырос чудесный заколдованный романтизм с его тайнами и загадочностью... Верхний парк – с начала 1760 года в Ораниенбауме начал работать Ринальди Антонио. Парк в итальянском стиле, получивший название Петровского, созда­вался по проекту Ринальди садовым мастером Ламберти с каскадами, террасами, мостиками и лестницами. Аллеи и площадки были разбитыгеометрически и засажены подстриженным кустарником. Его основными центрами служили двухэтажный ЭрмитажМенажерия (Зверинец) и круглый Китайский домик. В парке было три деревянных мостика с фигурными перилами: у Менажерии, рядом с дворцом и у Китайского домика.

Сейчас на месте итальянского парка в 1830 году Джозеф Буш разбил зелёный парк, композиция которого строится вокруг двух больших прудов - Верхнего (Красного) и Нижнего, сооружённых ещё в XVIII веке с помощью запруд и деревянных шлюзов на речке Карость.

Парк тянется вдоль правого берега речки, а высаженные случайными группами деревья придают всему зелёному ансамблю определённую естественность и элегантность.

Общую картину дополняют водопады (каскады на итальянском), устроенные из гранитных ступеней и глыб, и мосты через Ка­рость.

Двухарочныймост, Руиный, у Нижнего пруда сделан в виде руин.

Другой мост, трёхарочный, получил имя “Петровский” и соединил восточную часть Верхнего (Красного) парка с западной. Первоначально Петровский мост был деревянным, а в 1874 году его перестроили, в 1910 году вновь реконструировали.

Около 30 различных ваз, бюстов и статуй было выставлено в парке с учётом его планировки и характера окружёния.

В центре партерного сада, расположенного рядом с дворцом Китайским, находится “юноша Илионей”. Работа скульптора Скопаса, жившего в Элладе в IVв. до н. э. (это копия). Мать Илионея, нимфа Ниоба, оскорбила Латону, мать Аполлона и Артемиды. За это оскорбление брат и сестра расстреляли всех детей Ниобы.

Афродита Пудика или Медицейская, т. к. в 1677 году папа римский продал статую герцогу Медичи – бронзовая копия 1810 года. Уменьшенные копии  Венеры Медичи или Венеры Пудика имеются во многих дворцах, садах и парках Европы.

Три грации” – копия с французского оригинала XVI века скульптора Жермена Пилона (три хариты (грации), сёстры ТалияАглаяЕфросинья олицетворяющие собою изящество и веселье, прислуживали Афродите; вместе с музами, сопровождавшими Аполлона и менадами, спутниц Диониса, относятся к нижнему уровню богов, в отличие от богов-олимпийцев). И так, мосье Жермен показал трёх сестёр, повернувшихся спиной друг к другу, и поддерживающих урну с сердцем короля Анри II Валуа. В Верхнем (Красном) парке наши сёстры стоят без урны, лицом к посетителям парка.

Одна традиция прочно привилась в Ораниенбауме с самого основания этой загадочной резиденции – это охота, праздники, фейерверки. При Меншикове праздники устраивались там регулярно, а государи русские, Пётр Первый Алексеевич и Екатерина Алексеевна, вообще были без ума от увеселительных мероприятий.

Вот как в 1752 году Каспар фон Сильдерн, посланник Голштейн-Готторпского герцогства, описывает одну из великокняжеских охот: “Пешком с ружьём на плече мы пробирались садом и, взяв с собою легавую собаку, садились в лодку, которою правил рыбак. Я стрелял уток в тростнике по берегу моря, по обеим сторонам тамошнего канала… Великий князь (будущий император Пётр Фёдорович) являлся часом или двумя позже, потому что ему всегда нужно иметь с собою завтрак и всякую всячину. Если он встречал нас, мы отправлялись дальше вместе; если же нет, то стреляли и охотились порознь”.

Екатерина Р. Дашкова: “Приехали в 4 с половиною вечера в Ораниенбаум. Большой ужин, стол в зале с музЫкой и пальбой. Иллюминация в саду и на большом дворе… На следующий день катание с гор на лыжах, катание на коньках, игры…”.

В 1757 году летом граф Воронцов М. И.: “В день тезоименин Великого князя смотрели постановку "Пророчествующая Урания". Было весело, но Великий князь с супругою провели всё время порознь, и это было не новостью. Потом пошли в сад. В большой аллее устроена была декорация с занавесью; напротив расставлены столы для ужина. После первого блюда занавесь, закрывавшая большую аллею, поднялась; вдали показался подвижной оркестр, который везли двадцать быков, убранных гирляндами, а оркестр окружали танцоры и танцовщицы. Начались танцы, продолжавшиеся до шести часов утра”. На эту постановку Великая княгиня, Екатерина Алексеевна, потратила из своих скудных средств 15 тыс. руб. – огромная по тем временам сумма.

Катальная горка. Павильон – важная доминанта собственной ея императорского величества дачи. Строительство закончилось 1768 году. Интерьеры Катальной горки довольно сильно страдают от влаги и отсутствия отопления. Павел Петрович осмотрев Катальную горку, запретил использовать её по назначению из-за ветхости сооружения. В 1817 году Александр Павлович выделил 50000 руб. на восстановительные работы. Но… это не спасло павильон. В 1951 провели реставрацию и восстановление орнаментов, картин Торелли С. и мраморных полов. В частности восстановили полы в Фарфоровом кабинете.     

                                                                     https://obiskusstve.com/2076095610853526146/shedevry-mirovogo-sadovogo-iskusstva-imperatorskie-sady-peterburga-oranienbaum/          

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments