Самым близким и преданным другом поэта в годы Михайловской ссылки, делившим с ним все радости и горести деревенской жизни, была его старая няня, простая крестьянка, Арина Родионовна. Она Зимой она жила в господском доме, подле Пушкина, заботясь о нем и присматривая за работой крепостных девушек, а летом в отдельном маленьком флигеле.
На фото левее – господский дом, правее – домик няни. Он построен Осипом Ганнибалом в конце XVIII века. В нем располагалась банька и светелка.
Весной 1944 года фашистские оккупанты перед своим отступлением варварски уничтожили домик няни и на его месте вырыли земляное укрепление. Но уже в 1947 году домик он был восстановлен в его прежнем виде.
Домик небольшой (длина 9,2 метра, ширина 7 метров, высота 4,6 метра), одноэтажный, рубленый из сосновых бревен, с небольшими квадратными окнами.
В светелке Арины Родионовны – большой мастерицы делать соленья и варенья – ныне размещается обстановка простой крестьянской избы.
Стол, покрытый домотканой скатертью, старинные ножницы, клубки шерсти, спицы. Простые стулья, столики работы крепостных мастеров, на одной из лавок – старинное псковское расписное веретено.
Темный комод с расставленными на нем ящичками, коробочками. потемневшее от времени небольшое зеркало в оправе из красного дерева, по углам сундуки. На окнах пестрые занавески, горшки с цветами. Деревянные стены избушки украшают многочисленные рисунки.
Велико значение Арины Родионовны в жизни и творчестве поэта. Вечерами здесь на крылечке рассказывала она Пушкину свои сказки, напевала песни. В детстве поэт учился у няни народному русскому языку. Она приобщила его к русскому фольклору, пробудила неослабевающий интерес к творчеству родного народа, открыла перед ним чудесный мир народной фантазии.
Няня Арина Родионовна Яковлева (1754 -1828) – няня Пушкина – прожила в семье родителей поэта 31 год, до конца своей жизни, тесно связав свою судьбу с судьбою семьи поэта, со своими питомцами, которых она трогательно любила. Особенно сильно привязалась она к Александру, и он, по словам А. П. Керн, из близких ему людей сильнее всех любил няню, потом сестру Ольгу. Арину Родионовну ценили и уважали в семье Пушкиных. В 1799 году ей была предложена вольная, но она отказалась.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
"Она принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. – говорит П. В. Анненков. – Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью – оставили в сердце Пушкина неизгладимое воспоминание".
Он любил ее родственною, неизменною любовью, беседовал с нею по целым часам. Поговорки, пословицы, присказки сходили у няни с языка.
Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны.
Пушкин указывал, что Арина Родионовна послужила оригиналом няни Татьяны.
Я, бывало,
Хранила в памяти немало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц.
Во втором помещении домика выставлены предметы банного обихода. Сюда Пушкин заглядывая по утрам для водных процедур.
В большой бочке Пушкин принимал ледяные ванны, когда с наступлением холодов уже не мог купаться в реке Сороть.
Впоследствии Пушкин использовал сказки няни как сюжеты собственных сказок в стихах.
А это мы уже в другом флигеле, который располагался по другую сторону от господского дома. В кухне представлены предметы деревенского усадебного быта и кухонного обихода XVIII - начала XIX веков: тазы для варки варенья, рогатки (мутовки).
Деревянные долбленые ночвы для хранения муки, очистки зерна и замешивания теста, рыбница для заливной рыбы, формы для бланманже, сечки, ковши, различные горшки, деревянная лопата для хлебов.
В господской кухне готовились блюда для барского стола.
Во второй половине флигеля жила кухарка Пушкиных Неонила Онуфриевна (упоминаемая в переписке А. С. Пушкина), ее муж Иван Максимов, дочь Ольга и сын Александр.
Быть может, про эти салазки писал Пушкин:
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Каковы были любимые блюда великого поэта кроме кальи, о которой уже говорилось?
Классик любил также ботвинью с осетриной, печеный картофель, квашеную капусту, гречневую кашу. Картофель для Пушкина пекли в русской печи, в золе. Также Пушкин очень любил блины, и особенно розовые, которые пеклись со свеклой.
Было лакомство, в котором он не мог себе отказать. Поэт очень любил сыр с плесенью. Правда, кроме самого Пушкина, в его доме никто не желал больше его отведать. И однажды его няня, пока поэта не было дома, выбросила этот сыр, потому что он "уж очень дурно пах".
На десерт поэт любил не только варенье, но еще и пирожное бланманже, а также варенец (аналог ряженки в наши дни, только гуще). Варенец в те времена подавали с сахаром к чаю и выпечке.
Пушкин любил чай, холодный кофе, клюквенный морс, брусничную воду. Когда у него было ночное вдохновение и он брался за перо, то всегда просил принести ему лимонад.
Что касается алкоголя, то Пушкин не злоупотреблял им, но выпить мог. В XIX веке среди русских дворян была популярна жженка, пили также вина, шампанское. Именно жженку, по словам современников, Пушкин любил больше всего.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru