Живописец, график, иллюстратор, педагог Сергей Герасимов.
Мастерство замечательного советского живописца Сергея Васильевича Герасимова,
человека сильного, прекрасного, незабываемого, оказало благотворное влияние
на становление нескольких поколений художников, представителей многонацио -
нального советского искусства.
Сергей Васильевич Герасимов у себя в мастерской.
Годы жизни: родился 26 сентября 1885 года в Можайске - умер 20 апреля 1964 года
Среди учеников С. В. Герасимова был и юноша из Азербайджана, ныне народный
художник СССР Микаил Абдуллаев. Сегодня он рассказывает о годах студенческой
юности, о тех «тайнах» педагогической системы учителя, которые помогли каждому,
кто у него учился, найти своё место в творчестве.
Мастерская Сергея Васильевича Герасимова была одной из ведущих в Суриковском институте. Не случайно поэтому большой поток студентов всё время стремился попасть
к нему. Но не так-то легко это удавалось, потому что выбор учеников производил сам художник.
С.В. Герасимов. Автопортрет 1923г.
...Итак, каждую субботу с нетерпением мы ждали появления Сергея Васильевича,
как настоящего праздника. «Не пропускайте форму», «не переоценивайте форму»,
«как можно цельнее» — эти слова до сих пор звучат в ушах тех, кто учился у этого
большого художника-педагога.
Вечер в Можайске.
«Торопитесь не спеша!» — любил он говорить студентам, когда классная
постановка подходила к концу. А если кто-нибудь уже остывал к ней и на вопрос
«почему не работает» отвечал, что за последние два часа ничего нельзя сделать,
Сергей Васильевич напоминал, что за два часа Суриков дописал «Боярыню Морозову».
Плотина.
Увидеть в студенте художника и способствовать выявлению в нём качеств живописца
было первоосновой педагогической системы Герасимова. Он придерживался того мнения,
что нельзя сначала обучать мастерству, а потом требовать от студента творческого
решения художественных задач.
Зима.
Сергей Васильевич умел в трудную минуту подбодрить человека, и это ему удавалось
без малейшего затруднения. При этом он иногда говорил так: «А Вы давайте смелее,
смелее! На страх врагам России!»
В то же время он не любил баловать своих учеников. Его известное «ничего»
произносилось только в том случае, если его удовлетворяло написанное, а если
у кого-либо уж очень удачно получалось, то это слово повторялось два раза,
и при этом лишь повышалась интонация: «Ничего! Ничего!»
Девушка с зонтиком.
Большое значение Сергей Васильевич придавал вопросам композиции. Он считал,
что нужно растить художника с богатым запасом идей, владеющего способами их
выражения и образного развития, а не мастера вообще, не знающего, к чему
применить это мастерство.
Крестьянин в картузе.
На южном курорте.
Сергею Васильевичу не очень-то нравилось, когда студенты увлекались писать «под
кого-то». Как бы задыхаясь, он произносил: «Ах это...ala, ala, да Вы делайте все по
существу, только по существу!»
Бывало, вдруг у кого-то очень смело и интересно происходил процесс «писанины».
Наиболее слабохарактерные поневоле старались подражать этому методу.
Такие случаи Сергей Васильевич высмеивал:
«Пишите, пожалуйста, самостоятельно, да, только самостоятельно.
Ведь талантливым может быть один, а не все сразу двадцать».
Лёд прошёл.
Непримиримым он был к излишней пестроте в живописи или к кокетливой пастозности.
В таких случаях раздражённым голосом произносил: «Ах, как много живописи, да
поменьше бы вам живописи»; или же «никаких мармеладов!», «поменьше рахат-лукума».
«Прав был и Рафаэль, прав и Рембрандт — каждый для своего времени». Эти слова
С. В. Герасимова с предельной ясностью подчёркивали роль художника в современном
ему обществе.
Шура. Портрет племянницы.
Цели и задачи педагогической системы Сергея Васильевича, на мой взгляд,
заключались ещё и в том, чтобы не разрушать в начинающем художнике художника,
а благоприятствовать именно его развитию и процветанию.
Можно привести в пример имена нескольких десятков художников, прошедших его мастерскую, чтобы убедиться, насколько они разные: Г. Коржев и П. Оссовский,
Ю. Кугач и В. Гаврилов, В. Нечитайло и Л. Бажбеук, Н. Осенев и С. Ткачёв,
В. Гремитских, Н. Горлов и В. Стожаров, автор этих строк и многие, многие другие.
Последний снег.
О необычайной скромности этого большого художника с большим сердцем можно
сложить «эпопею». Он совершенно не любил говорить о своей работе и о себе.
В этом я лично убедился в течение целой четверти века: в стенах института, во время
его приездов в Баку, по совместной работе в Секретариате Союза художников СССР,
в поездках по республикам.
Пейзаж с башней. Начало весны
С. В. Герасимов много ездил по стране и уделял большое внимание росту и развитию искусства национальных республик. «Каждый из нас представляет определённую
республику. Я русский, но я люблю и кавказское искусство, и искусство Прибалтики,
и искусство Средней Азии.
Оно мне тоже близко и интересно. Это искусство — результат родной Советской власти, результат той борьбы, которая впервые в мире поднялась у нас и которая неудержимо
идёт вперёд». Эти слова С. В. Герасимова ясно характеризуют его отношение к искусству братских республик.
Церковь Покрова на Нерли
Еще в детстве Сергей решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению
мечты для Сережи начался на 15-м году жизни, когда он приехал в Москву и поступил
в Строгановское училище на декоративное отделение. Окончив Строгановку в 1907 году, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Будущему художнику повезло с учителями и наставниками.
Он занимался у прекрасных живописцев К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова и
А.Е. Архипова. В 1911 году, получив по выпуску из училища звание художника
I-й степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию. Кроме занятий живописью он преподает в художественной школе при типографии И.Д. Сытина.
"Пионы". 1929г
"К осени". 1953.
Накопив немного денег, отправился путешествовать по стране, стремясь лучше понять
и почувствовать жизнь простого народа, чтобы сделать его героем своих полотен. Результатом стали картины «Три крестьянина», «Обед», «Кожевники», масса этюдов
и набросков, на основе которых художник собирался написать еще несколько полотен.
В 1914 году Сергея Герасимова призвали в армию и отправили на фронт. Рядовому
солдату было не до альбомов и этюдников, шла тяжелая война, когда яростные атаки сменялись тяжелыми отступлениями. В 1917 году, когда фронты стали разваливаться, художник вернулся в Москву и сразу же окунулся в художественную жизнь.
"Колокольчики." 1915.
С.В. Герасимов. Акварель
Первой любовью в раннем творчестве Сергея Герасимова была акварель.
Как сознавался сам художник, он работал в этой технике довольно долго. В этой
технике выполнены ранние портреты и жанровые сцены мастера. В акварели он
шлифовал присущий ему стиль с лёгкими мазками и изысканной цветовой гаммой.
Акварель . 1911г.
"Можайск". 1908 г.
"Прогулка за городом". 1910
"Лермонтовское время". 1940
"Портрет жены". 1913г.
Работы Герасимова начинают появляться на выставках. На суд зрителей он
представляет незамысловатые по сюжету картины и портреты, на которых
отражает жизнь простых людей, с их тяжелым повседневным трудом и редкими
праздниками:
«Крестьянин», «За столом», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Сельсовет»,
«На Волхове. Рыбаки».
Пожалуй, единственной работой, которая по настоящему потрясла зрителей, стала написанная в годы войны картина «Мать партизана».
Мать партизана. 1943.
На полотне крупным планом изображены только две фигуры: русская крестьянка,
сына которой ведут на расстрел, и эсэсовец, которому не по силам сломить дух
простой русской женщины. В 1958 году картина вместе с еще несколькими работами Герасимова экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе, где художник
был награжден золотой медалью.
Колхозный праздник. 1937 г.
Сергей Васильевич был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим
и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли.
ОН также является представителем русского импрессионизма.
Неизменной оставалась любовь художника к природе родного края, верность традициям русской пленэрной живописи, поэтичность и гармоничность ощущения жизни природы. Художник всегда находил время для выезда на натурные этюды.
«Вид из окна. Можайск» 1938 г.
Вместе с художником мы видим в открытом окне с белыми занавесками солнечный
пейзаж, видим связь жилища и природы, создающую чувство пребывания дома
у человека.
Но от академика живописи, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и
Народного художника СССР ждали именно помпезных работ, воспевающих успехи социалистического строительства, именно о них с должным восторгом писали
критики, именно их репродукции печатали в различных изданиях.
Можайск"
Рыбаки Волхова. 1920-е годы
В 1966 году (посмертно) ему была присуждена Ленинская премия за серию картин
«Земля русская», в которую вошли 8 полотен.
Среди них только одно, «За власть Советов», героико - эпической направленности, остальные же все пейзажи:
«Ранняя весна», «Последний снег», «Летний день», «Паводок», «Можайск. Вечер»,
«Пейзаж с рекой», «Снег сошел». Пейзажи Герасимова пользуются неизменной популярностью.
Сирень в цвету. 1955
Осень
Начало апреля
Вид Можайска вечером" 1930-е
Кутузов на Бородинском поле. 1952
М.И Кутузов - начальник Санкт-Петербургского ополчения
Букет цветов 1913
Весенний разлив 1934-1935 гг осударственная Третьяковская галерея.
Апрель. 1950г
Девушка на солнце. 1938,
Кисловодск 1939. Государственная Третьяковская галерея
«Кисловодск» 1939 г. Астраханская картинная галерея.
Дважды, в 1935 и 1939 годах, Герасимов побывал на Кавказе и написал там цикл
пейзажей. Наибольшей известностью пользуются те из них, которые созданы в
Кисловодске.
Как никто другой до него, Герасимов сумел почувствовать и запечатлеть атмосферу курортного города и окружающих его горных ландшафтов.
Пейзаж «Кисловодск» является настоящим украшением коллекции произведений
русских и советских импрессионистов в Астраханской картинной галерее.
Улица в Кисловодске. 1939г Чувашский государственный художественный музей
Портрет девочки. 1950г Частная коллекция
Колхозный сторож. Государственная Третьяковская галерея
Городок на Юге Франции 1960г. Частная коллекция
Англия. Осксфорд. из серии "Поездка в Англию" 1959г
Улица в Венеции. Из серии "Поездка вокруг Европы" 1956г.
Герасимов С.В. «Утро в Венеции». 1956 г. Государственный Русский музей
«Вечер в Копривштице» из серии «Поездка в Болгарию»1954 г.
"Мистра". Серия «Поездка по Турции». 1961г.
"Гибралтар". Из серии «Поездка вокруг Европы». 1956г.
ГЕРАСИМОВ ЗАНИМАЛСЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ, БЫЛ МАСТЕРОМ РИСУНКА.
Создал тип станковой иллюстрации, не связанной с «организмом» книги. Создавая
свои иллюстрации, художник берет материал не только из рук писателя, не просто
смотрит на жизнь глазами литератора.
С.В. Герасимов овладел почти всеми техниками графического искусства уже в годы
учебы. Работая в разных жанрах (пейзажа, портрета, бытовой зарисовки, натюрморта),
он в течение всей жизни постоянно обращался к этому виду искусства, расширяя
сюжетную основу и совершенствуя художественный язык своих произведений.
Иллюстрация к пьесе А.Н.Островского "Гроза" 1949г.
Катерина и Тихон.
Иллюстрация к пьесе А.Н.Островского "Гроза" 1949г.
Прощание Тихона с Кабанихой .
С детских лет и до конца жизни Герасимов увлекался творчеством А.С. Пушкина,
считал его своим любимым писателем. Неоднократно Сергей Васильевич
обращался к иллюстрированию произведений Пушкина. В 1951 и 1952 годах в
московском отделении издательства «Детгиз» печатался роман Пушкина
«Капитанская дочка» с иллюстрациями Герасимова.
Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка "1950 г.
В избе у Пугачёва.
Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 1950 г.
После взятие Белогорской крепости.
Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 1950 г.
Суд Пугачёва
Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 1950 г.
Марья Ивановна во дворце .
Герасимов очень любил русскую классическую литературу: произведения Пушкина, Некрасова, Достоевского, Горького и др. Впервые он обратился к иллюстрированию произведений Некрасова в 1909 году, но вплотную приступил к работе в 1930-х годах.
В это время им была исполнена большая серия черных и цветных акварелей к поэме
«Кому на Руси жить хорошо».
Иллюстрация к поэие Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Про Якова верного, холопа примерного. 1933-1935 гг.
Иллюстрация к поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". На ярмарке. 1933-1935 гг
В 1932 году впервые был напечатан роман А.М. Горького «Дело Артамоновых»
с иллюстрациями Герасимова.
Однако художник продолжал работать над этим произведением, усложняя
характеристики героев и наиболее полно раскрывая картины жизни русской
провинции в предреволюционную эпоху. За иллюстрации к роману М. Горького
«Дело Артамоновых» 1939-1954, издание 1956 года - золотая медаль Всемирной
выставки 1958 года в Брюсселе.
Иллюстрация к роману М.Горького "Дело Артамоновых". 1938г.
Семья Артамоновых
Иллюстрация к роману Горького "Дело Артамоновых". 1938.
Иллюстрация к роману Горького "Дело Артамоновых". 1938г.
Пётр и Алексей на Нижегородской ярмарке
Иллюстрация к роману Горького "Дело Артамоновых". 1938г.
Пётр и Наталья
Этому настоящему художнику чуждо было понятие «искусство для искусства».
Его волновали вопросы становления и развития советской художественной
школы, воспитания молодых специалистов в стенах художественных вузов.
«Художественная школа не может существовать и развиваться без органической
связи с действительностью, с живым искусством своего времени»,— писал Сергей
Васильевич ещё четверть века тому назад.
Художник П.Д. Корин писал о Герасимове:
«Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским.
Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит
гордое и светлое поле Бородино.
С детства родная природа — первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, — очаровывала его душу.
Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день под весенним небом.
Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».
Зачем держу её? Помилуй!
Степная Родина от ныне
Со мной безмолвно говорит.
Сухая веточка полыни
Неясным пламенем горит-
Она по-своему красива
Насквозь просвечена зарей,
Она горька невыносимо
Как расставание с землей,
Уж не настолько я богат,
Чтоб растерять родной полыни
Неповторимый аромат!
Анатолия Богдановича.
Скончался Сергей Васильевич Герасимов 20 апреля 1964 года в Москве, похоронен
на Новодевичьем кладбище.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru