deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

"Влюблённый в ЖИЗНЬ" Художник Сергей Герасимов.

Автор - margogrin. Это цитата этого сообщения


Живописец, график, иллюстратор, педагог Сергей Герасимов.

Мастерство замечательного советского живописца Сергея Васильевича Герасимова,
человека сильного, прекрасного, незабываемого, оказало благотворное влияние
на становление нескольких поколений художников, представителей многонацио -
нального советского искусства.


Сергей Васильевич Герасимов у себя в мастерской.
Годы жизни: родился 26 сентября 1885 года в Можайске - умер 20 апреля 1964 года

Среди учеников С. В. Герасимова был и юноша из Азербайджана, ныне народный
художник СССР Микаил Абдуллаев. Сегодня он рассказывает о годах студенческой
юности, о тех «тайнах» педагогической системы учителя, которые помогли каждому,
кто у него учился, найти своё место в творчестве.

Мастерская Сергея Васильевича Герасимова была одной из ведущих в Суриковском институте. Не случайно поэтому большой поток студентов всё время стремился попасть
к нему. Но не так-то легко это удавалось, потому что выбор учеников производил сам художник.


С.В. Герасимов. Автопортрет 1923г.

...Итак, каждую субботу с нетерпением мы ждали появления Сергея Васильевича,
как настоящего праздника. «Не пропускайте форму», «не переоценивайте форму»,
«как можно цельнее» — эти слова до сих пор звучат в ушах тех, кто учился у этого
большого художника-педагога.


Вечер в Можайске.

«Торопитесь не спеша!» — любил он говорить студентам, когда классная
постановка подходила к концу. А если кто-нибудь уже остывал к ней и на вопрос
«почему не работает» отвечал, что за последние два часа ничего нельзя сделать,
Сергей Васильевич напоминал, что за два часа Суриков дописал «Боярыню Морозову».


Плотина.

Увидеть в студенте художника и способствовать выявлению в нём качеств живописца
было первоосновой педагогической системы Герасимова. Он придерживался того мнения,
что нельзя сначала обучать мастерству, а потом требовать от студента творческого
решения художественных задач.


Зима.

Сергей Васильевич умел в трудную минуту подбодрить человека, и это ему удавалось
без малейшего затруднения. При этом он иногда говорил так: «А Вы давайте смелее,
смелее! На страх врагам России!»

В то же время он не любил баловать своих учеников. Его известное «ничего»
произносилось только в том случае, если его удовлетворяло написанное, а если
у кого-либо уж очень удачно получалось, то это слово повторялось два раза,
и при этом лишь повышалась интонация: «Ничего! Ничего!»


Девушка с зонтиком.

Большое значение Сергей Васильевич придавал вопросам композиции. Он считал,
что нужно растить художника с богатым запасом идей, владеющего способами их
выражения и образного развития, а не мастера вообще, не знающего, к чему
применить это мастерство.


Крестьянин в картузе.


На южном курорте.

Сергею Васильевичу не очень-то нравилось, когда студенты увлекались писать «под
кого-то». Как бы задыхаясь, он произносил: «Ах это...ala, ala, да Вы делайте все по
существу, только по существу!»

Бывало, вдруг у кого-то очень смело и интересно происходил процесс «писанины».
Наиболее слабохарактерные поневоле старались подражать этому методу.
Такие случаи Сергей Васильевич высмеивал:
«Пишите, пожалуйста, самостоятельно, да, только самостоятельно.
Ведь талантливым может быть один, а не все сразу двадцать».


Лёд прошёл.

Непримиримым он был к излишней пестроте в живописи или к кокетливой пастозности.
В таких случаях раздражённым голосом произносил: «Ах, как много живописи, да
поменьше бы вам живописи»; или же «никаких мармеладов!», «поменьше рахат-лукума».

«Прав был и Рафаэль, прав и Рембрандт — каждый для своего времени». Эти слова
С. В. Герасимова с предельной ясностью подчёркивали роль художника в современном
ему обществе.


Шура. Портрет племянницы.

Цели и задачи педагогической системы Сергея Васильевича, на мой взгляд,
заключались ещё и в том, чтобы не разрушать в начинающем художнике художника,
а благоприятствовать именно его развитию и процветанию.

Можно привести в пример имена нескольких десятков художников, прошедших его мастерскую, чтобы убедиться, насколько они разные: Г. Коржев и П. Оссовский,
Ю. Кугач и В. Гаврилов, В. Нечитайло и Л. Бажбеук, Н. Осенев и С. Ткачёв,
В. Гремитских, Н. Горлов и В. Стожаров, автор этих строк и многие, многие другие.


Последний снег.

О необычайной скромности этого большого художника с большим сердцем можно
сложить «эпопею». Он совершенно не любил говорить о своей работе и о себе.
В этом я лично убедился в течение целой четверти века: в стенах института, во время
его приездов в Баку, по совместной работе в Секретариате Союза художников СССР,
в поездках по республикам.


Пейзаж с башней. Начало весны

С. В. Герасимов много ездил по стране и уделял большое внимание росту и развитию искусства национальных республик. «Каждый из нас представляет определённую
республику. Я русский, но я люблю и кавказское искусство, и искусство Прибалтики,
и искусство Средней Азии.

Оно мне тоже близко и интересно. Это искусство — результат родной Советской власти, результат той борьбы, которая впервые в мире поднялась у нас и которая неудержимо
идёт вперёд». Эти слова С. В. Герасимова ясно характеризуют его отношение к искусству братских республик.


Церковь Покрова на Нерли

Еще в детстве Сергей решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению
мечты для Сережи начался на 15-м году жизни, когда он приехал в Москву и поступил
в Строгановское училище на декоративное отделение. Окончив Строгановку в 1907 году, сразу же поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Будущему художнику повезло с учителями и наставниками.

Он занимался у прекрасных живописцев К.А. Коровина, С.В. Иванова, В.А. Серова и
А.Е. Архипова. В 1911 году, получив по выпуску из училища звание художника
I-й степени, Сергей Герасимов с упоением отдался любимому занятию. Кроме занятий живописью он преподает в художественной школе при типографии И.Д. Сытина.


"Пионы". 1929г

"К осени". 1953.

Накопив немного денег, отправился путешествовать по стране, стремясь лучше понять
и почувствовать жизнь простого народа, чтобы сделать его героем своих полотен. Результатом стали картины «Три крестьянина», «Обед», «Кожевники», масса этюдов
и набросков, на основе которых художник собирался написать еще несколько полотен.

В 1914 году Сергея Герасимова призвали в армию и отправили на фронт. Рядовому
солдату было не до альбомов и этюдников, шла тяжелая война, когда яростные атаки сменялись тяжелыми отступлениями. В 1917 году, когда фронты стали разваливаться, художник вернулся в Москву и сразу же окунулся в художественную жизнь.


"Колокольчики." 1915.


С.В. Герасимов. Акварель

Первой любовью в раннем творчестве Сергея Герасимова была акварель.
Как сознавался сам художник, он работал в этой технике довольно долго. В этой
технике выполнены ранние портреты и жанровые сцены мастера. В акварели он
шлифовал присущий ему стиль с лёгкими мазками и изысканной цветовой гаммой.


Акварель . 1911г.


"Можайск". 1908 г.

"Прогулка за городом". 1910

"Лермонтовское время". 1940

"Портрет жены". 1913г.

Работы Герасимова начинают появляться на выставках. На суд зрителей он
представляет незамысловатые по сюжету картины и портреты, на которых
отражает жизнь простых людей, с их тяжелым повседневным трудом и редкими
праздниками:
«Крестьянин», «За столом», «Крестьянка с петухом», «Фронтовик», «Сельсовет»,
«На Волхове. Рыбаки».

Пожалуй, единственной работой, которая по настоящему потрясла зрителей, стала написанная в годы войны картина «Мать партизана».


Мать партизана. 1943.

На полотне крупным планом изображены только две фигуры: русская крестьянка,
сына которой ведут на расстрел, и эсэсовец, которому не по силам сломить дух
простой русской женщины. В 1958 году картина вместе с еще несколькими работами Герасимова экспонировалась на Международной выставке в Брюсселе, где художник
был награжден золотой медалью.


Колхозный праздник. 1937 г.

Сергей Васильевич был признанным пейзажистом, тонким лириком, понимающим
и умеющим отразить на полотне неброскую красоту родной земли.
ОН также является представителем русского импрессионизма.

Неизменной оставалась любовь художника к природе родного края, верность традициям русской пленэрной живописи, поэтичность и гармоничность ощущения жизни природы. Художник всегда находил время для выезда на натурные этюды.


«Вид из окна. Можайск» 1938 г.

Вместе с художником мы видим в открытом окне с белыми занавесками солнечный
пейзаж, видим связь жилища и природы, создающую чувство пребывания дома
у человека.

Но от академика живописи, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а затем и
Народного художника СССР ждали именно помпезных работ, воспевающих успехи социалистического строительства, именно о них с должным восторгом писали
критики, именно их репродукции печатали в различных изданиях.


Можайск"

Рыбаки Волхова. 1920-е годы

В 1966 году (посмертно) ему была присуждена Ленинская премия за серию картин
«Земля русская», в которую вошли 8 полотен.

Среди них только одно, «За власть Советов», героико - эпической направленности, остальные же все пейзажи:

«Ранняя весна», «Последний снег», «Летний день», «Паводок», «Можайск. Вечер»,
«Пейзаж с рекой», «Снег сошел». Пейзажи Герасимова пользуются неизменной популярностью.


Сирень в цвету. 1955

Осень

Начало апреля

Вид Можайска вечером" 1930-е

Кутузов на Бородинском поле. 1952

М.И Кутузов - начальник Санкт-Петербургского ополчения

Букет цветов 1913

Весенний разлив 1934-1935 гг осударственная Третьяковская галерея.

Апрель. 1950г

Девушка на солнце. 1938,

Кисловодск 1939. Государственная Третьяковская галерея

«Кисловодск» 1939 г. Астраханская картинная галерея.

Дважды, в 1935 и 1939 годах, Герасимов побывал на Кавказе и написал там цикл
пейзажей. Наибольшей известностью пользуются те из них, которые созданы в
Кисловодске.
Как никто другой до него, Герасимов сумел почувствовать и запечатлеть атмосферу курортного города и окружающих его горных ландшафтов.

Пейзаж «Кисловодск» является настоящим украшением коллекции произведений
русских и советских импрессионистов в Астраханской картинной галерее.


Улица в Кисловодске. 1939г Чувашский государственный художественный музей

Портрет девочки. 1950г Частная коллекция

Колхозный сторож. Государственная Третьяковская галерея

Городок на Юге Франции 1960г. Частная коллекция

Англия. Осксфорд. из серии "Поездка в Англию" 1959г

Улица в Венеции. Из серии "Поездка вокруг Европы" 1956г.

Герасимов С.В. «Утро в Венеции». 1956 г. Государственный Русский музей

«Вечер в Копривштице» из серии «Поездка в Болгарию»1954 г.

"Мистра". Серия «Поездка по Турции». 1961г.

"Гибралтар". Из серии «Поездка вокруг Европы». 1956г.

ГЕРАСИМОВ ЗАНИМАЛСЯ КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ, БЫЛ МАСТЕРОМ РИСУНКА.

Создал тип станковой иллюстрации, не связанной с «организмом» книги. Создавая
свои иллюстрации, художник берет материал не только из рук писателя, не просто
смотрит на жизнь глазами литератора.

С.В. Герасимов овладел почти всеми техниками графического искусства уже в годы
учебы. Работая в разных жанрах (пейзажа, портрета, бытовой зарисовки, натюрморта),
он в течение всей жизни постоянно обращался к этому виду искусства, расширяя
сюжетную основу и совершенствуя художественный язык своих произведений.


Иллюстрация к пьесе А.Н.Островского "Гроза" 1949г.
Катерина и Тихон.

Иллюстрация к пьесе А.Н.Островского "Гроза" 1949г.
Прощание Тихона с Кабанихой .

С детских лет и до конца жизни Герасимов увлекался творчеством А.С. Пушкина,
считал его своим любимым писателем. Неоднократно Сергей Васильевич
обращался к иллюстрированию произведений Пушкина. В 1951 и 1952 годах в
московском отделении издательства «Детгиз» печатался роман Пушкина
«Капитанская дочка» с иллюстрациями Герасимова.


Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка "1950 г.
В избе у Пугачёва.

Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 1950 г.
После взятие Белогорской крепости.

Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 1950 г.
Суд Пугачёва

Иллюстрация к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 1950 г.
Марья Ивановна во дворце .

Герасимов очень любил русскую классическую литературу: произведения Пушкина, Некрасова, Достоевского, Горького и др. Впервые он обратился к иллюстрированию произведений Некрасова в 1909 году, но вплотную приступил к работе в 1930-х годах.
В это время им была исполнена большая серия черных и цветных акварелей к поэме
«Кому на Руси жить хорошо».


Иллюстрация к поэие Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".
Про Якова верного, холопа примерного. 1933-1935 гг.

Иллюстрация к поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". На ярмарке. 1933-1935 гг

В 1932 году впервые был напечатан роман А.М. Горького «Дело Артамоновых»
с иллюстрациями Герасимова.

Однако художник продолжал работать над этим произведением, усложняя
характеристики героев и наиболее полно раскрывая картины жизни русской
провинции в предреволюционную эпоху. За иллюстрации к роману М. Горького
«Дело Артамоновых» 1939-1954, издание 1956 года - золотая медаль Всемирной
выставки 1958 года в Брюсселе.


Иллюстрация к роману М.Горького "Дело Артамоновых". 1938г.
Семья Артамоновых

Иллюстрация к роману Горького "Дело Артамоновых". 1938.

Иллюстрация к роману Горького "Дело Артамоновых". 1938г.
Пётр и Алексей на Нижегородской ярмарке

Иллюстрация к роману Горького "Дело Артамоновых". 1938г.
Пётр и Наталья

Этому настоящему художнику чуждо было понятие «искусство для искусства».
Его волновали вопросы становления и развития советской художественной
школы, воспитания молодых специалистов в стенах художественных вузов.

«Художественная школа не может существовать и развиваться без органической
связи с действительностью, с живым искусством своего времени»,— писал Сергей
Васильевич ещё четверть века тому назад.











Художник П.Д. Корин писал о Герасимове:

«Сергей Васильевич был художником очень национальным, очень русским.
Он вырос среди полей и лесов Можайска, древнего города, где неподалеку лежит
гордое и светлое поле Бородино.

С детства родная природа — первая зелень на лугах, весеннее половодье, черные облетевшие дубы, ручей, пробивающийся среди корневищ, — очаровывала его душу.
Не забыть, каким светлым, радостным, жизнеутверждающим гимном прелести родной природы была ивушка Сергея Герасимова, цветущая в серый день под весенним небом.
Так увидеть и почувствовать поэзию пробуждающейся земли мог только художник-поэт».

Степная Родина от ныне
Со мной безмолвно говорит.
Сухая веточка полыни
Неясным пламенем горит-
Она по-своему красива
Насквозь просвечена зарей,
Она горька невыносимо
Как расставание с землей,
Зачем держу её? Помилуй!
Уж не настолько я богат,
Чтоб растерять родной полыни
Неповторимый аромат!
Анатолия Богдановича.

Скончался Сергей Васильевич Герасимов 20 апреля 1964 года в Москве, похоронен
на Новодевичьем кладбище.



Спасибо за внимание!

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments