deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

Большой дворец (Петергоф)Часть 6:Куропаточная гостиная,Диванная,Туалетная/

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения

К У Р О П А Т О Ч Н А Я   Г О С Т И Н А Я

Непременной комнатой в комплексе дворцовых помещений женской половины в XVIII веке становится будуар. Слово это заимствовано из французского языка и происходит от bouder - сердиться. Так назывались помещения, где можно было остаться наедине с самыми близкими друзьями. Роль будуара, интимной гостиной, в Большом дворце исполняла Куропаточная комната.По своему архитектурному решению она напоминает Диванную. Здесь также три окна и деревянная перегородка с нишей и двумя дверями.

 

Как и в предыдущем помещении, Ю. М. Фельтен перестроил интерьер Растрелли.Это старая, петровская часть дворца, и на месте будуара в первой половине XVIII века находились две комнаты: одна в три окна, а другая темная. В последней находился камин, щит которого украшала алебастровая вызолоченная лепка в виде трельяжной сетки с цветами.Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении. Комната расположена в старой, петровской части дворца.

Растрелли разобрал стенку, разделявшую комнату, а на ее месте соорудил перегородку с нишей для дивана. В 1771 году по проекту Фельтена построили новую перегородку, причем в центре ее осталась неглубокая ниша с диваном, а две двери и боковые плоскости были плавно вогнуты по дуге. Полностью изменился и декор перегородки. Рама ниши наверху, изящно изгибаясь, завершается небольшими волютами, к которым подвешена резная золоченая гирлянда цветов. Такие же провисшие гирлянды можно видеть в проемах над дверями и на вазах в них. Цветочными венками украшены двери.

Совершенно исключительный характер интерьеру придает великолепный шелк, которым обиты стены. По небесно-голубому фону разбросаны сочные, многокрасочные венки крупных цветов и золотых колосьев пшеницы. В них заключены удивительные по живости композиции: три куропатки, прогуливающиеся среди пышной травы и цветов. Птицы и растения переданы почти с натуралистической точностью.Цветовая палитра, насчитывающая 32 оттенка, позволила мастерам создать праздничный, гармонический ансамбль. При этом, несмотря на пластическую лепку фигур куропаток, плоскости стен комнаты не разрушаются, а отсутствие черного цвета даже в тенях способствует мажорному настроению.Автором рисунка этого шелка являлся замечательный мастер из французского города Лиона Филипп де ла Салль (1720-1808). Обладавший тонким художественным чутьем, в совершенстве знавший технологию ткачества, он немало содействовал громкой славе Франции в этом виде искусства.

Несмотря на то что обойные шелка ла Салля стоили огромных денег, все европейские монархи стремились украсить ими свои дворцы. Большие заказы поступали и из России. По просьбе Екатерины II знаменитый лионец создал рисунки для шелков Чесменского дворца в Петербурге, Екатерининского в Царском Селе и Большого петергофского дворца. Рисунок шелка Куропаточной гостиной - один из них. Но ткани недолговечны. И уже в 1818 году здесь появился новый шелк, повторивший старый образец, а в 1897 году прославленные русские ткачи фабрики братьев Сапожниковых в Москве изготовили взамен обветшавшего новый шелк, вполне соответствовавший старой материи по качеству, цвету и рисунку. Ткань изготовили с небольшим запасом, и это обстоятельство помогло при восстановлении погибшего в войну интерьера.

Спасенный в эвакуации рулон шелка явился образцом, по которому советские ткачи взялись повторить богатую ткань. Подобная по сложности задача впервые встала перед нашими мастерами. В старинном центре русского шелкопрядения в селе Раменки под Москвой в лаборатории Научно-исследовательского института шелка началась кропотливая работа. После первых недель определилась норма - до 10 сантиметров в смену, 5 метров в месяц. А надо было сделать более 100 метров. Советские мастера А. Аксанова и Т. Евграфова по технологии XVIII века на ручных станках полностью воссоздали декоративные особенности, многоцветие и изысканность старого шелка. В Куропаточной старый шелк установлен на западной стене. Из него же выполнены драпировки на окнах и в нише. Остальные стены, а также стулья второй половины XVIII столетия обиты новым шелком.

Именно рисунок шелка и дал название комнате - Куропаточная гостиная.

Общему настроению Куропаточной не противоречит большой портрет на восточной стене. На фоне яркой зелени и голубого неба - танцующая девушка. Ее черные живые глаза лукаво смотрят на зрителя. Правой рукой она придерживает тюлевый передник. Из-под широко расходящегося от талии украшенного лентами платья выглядывают жемчужного цвета атласные туфельки. Серебристо-серый цвет платья, бледно-розовая лента и мягкая цветовая гамма фона создают удивительно светлое впечатление. Это копия художника XIX века Шмидта с портрета Е. И. Нелидовой работы Д. Г. Левицкого.

Он был написан художником в 1773 году по заказу Екатерины II наряду с шестью другими портретами. Императрица пожелала украсить свой дворец потретами наиболее отличившихся учениц основанного ею Смольного института благородных девиц. Вероятно, не случайно все семь портретов попали в Петергоф - ведь здесь проводились балы выпускниц этого института. Четыре портрета, в том числе и самой известной из "смолянок" первого выпуска - Нелидовой, висели в Куропаточной, а три - в Туалетной.В начале нынешнего столетия все портреты были переданы во вновь организованный Русский музей, а на их место повесили копии.

Рядом висит небольшой портрет молодой розовощекой женщины. Такой изобразил живописец Пьетро Ротари Екатерину II в бытность ее великой княгиней.

Жизнерадостный характер комнате придают как бы подвешенные на лентах луки и колчаны со стрелами и резвящиеся пары амуров в овальных медальонах. Орнаментика перегородки и фриза выполнена в спокойной изящной манере, характерной для раннего классицизма, и лишь вычурные стилизованные побеги над проемом ниши говорят о желании Фельтена связать новый декор с сохранявшимся растреллиевским.В работах по отделке будуара принимали участие уже известные нам по Диванной мастера. Потолок здесь также был расписан орнаментами Иваном и Алексеем Бельскими. При восстановлении комнаты в послевоенное время сюда поместили овальный живописный плафон неизвестного художника XVIII века с аллегорическим изображением Утра, изгоняющего Ночь.

Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II. Обветшавшую ткань в XIX веке дважды (в 1818 и 1897 годах) возобновляли на русских фабриках в точном соответствии с оригинальной. Сохранившийся кусок материи, вытканной в конце XIX столетия, был использован при воссоздании интерьера после войны для затяжки западной стены гостиной и в качестве образца для изготовления обивки для других стен. Воссоздали значительную часть шёлка московские мастера под руководством А. Фейгиной. Часть старой ткани размещена на западной стене.

.

Сохранившийся кусок материи, вытканной в конце XIX столетия, был использован при воссоздании интерьера после войны для затяжки западной стены гостиной и в качестве образца для изготовления обивки для других стен. Воссоздали значительную часть шёлка московские мастера под руководством А. Фейгиной. Часть старой ткани размещена на западной стене.

В простенке между окнами по довоенной фотографии воссозданы золоченая резная рама зеркала и консоль под ним. Канделябры и часы на консоли - французской работы конца XVIII века.Потолок гостиной украшает овальный плафон, аллегорически изображающий Утро, прогоняющее Ночь (неизвестного французского художника XVIII века). Ранее потолок был расписан темперой художниками братьями Алексеем и Иваном Бельскими, но роспись безвозвратно погибла во время войны.

В центре комнаты находится характерный для дворцов XVIII - начала XIX века музыкальный инструмент - арфа. Из надписи на ней явствует, что она изготовлена в Лондоне крупнейшим мастером музыкальных инструментов Себастьяном Эраром (1752-1831). Он усовершенствовал арфу, что позволило использовать ее в составах оркестра. Инструменты Эрара отличаются не только прекрасным звучанием, но и изящной художественной отделкой.

В Большой дворец Петергофа вернулся портрет "Смолянки" Алымовой

В  Куропаточную гостиную Большого петергофского дворца возвратился портрет Глафиры Алымовой, воспитанницы Смольного института благородных девиц, фрейлины и впоследствии статс-дамы Екатерины II. Портрет был написан в 1896 году учеником И.Е. Репина, художником Н.А. Шабуниным с оригинальной работы Д.Г. Левицкого из серии "Смолянки". Возвращение картины стало возможным благодаря участию и поддержке многолетнего партнера ГМЗ "Петергоф" — Банка ВТБ (ПАО). 

Портрет Глафиры Алымовой копировал Николай Аверинович Шабунин (1866-1907). Николай Шабунин, сын священника из Мезенского уезда Архангельской области, поступил вольнослушателем в Академию Художеств в 1886 году. Через восемь лет получил две малые поощрительные медали и стал заниматься в мастерской профессора И.Е. Репина. В 1899 году Николай Шабунин удостоен звания художника, успешно работал в жанре исторической картины и как портретист. 

И благодаря поддержке Банка ВТБ (ПАО) и Общества друзей Петергофа, у ГМЗ "Петергоф" появилась возможность вернуть в Куропаточную гостиную Большого дворца одну из лучших копий серии — "Портрет Глафиры Алымовой" кисти Н.А. Шабунина. Возвращение портрета на свое историческое место — настоящее событие для музея-заповедника, в коллекции которого не было ни одного портрета "Смолянок" с 1917 года. 

Под портретами у стены стоит один из немногих предметов мебели, сохранившихся из довоенной экспозиции Большого дворца. Это английский шифоньер наборной работы 60-х годов XVIII века, украшенный изображением нот и музыкальных инструментов. За большой дверцей, занимающей всю переднюю часть шифоньера, скрывается несколько ящиков для белья.На шифоньере - три небольшие вазочки из ляпис-лазури. Их создали русские мастера во второй половине XVIII столетия из минерала, месторождение которого было открыто тогда же в районе озера Байкал. До этого лазурит попадал в Россию из Афганистана, и за него приходилось платить втридорога.

На противоположной стене три полотна известного французского мастера Ж.-Б. Греза - "Девушка за столом", "Девушка с собачкой" и "Девушка, оглянувшаяся назад".

Восстановлена гостиная в 1964 году. Была в числе первых воссозданных залов дворца.

Д И В А Н Н А Я

Центральное место в апартаментах женской половины занимает парадная Опочивальня. Эта светлая комната с тремя большими полуциркульными окнами по размерам превосходит Туалетную. Она располагается в расширенном Растрелли ризалите центральной, петровской части дворца. Однако об отделке Елизаветинского времени здесь напоминают лишь покрытые вычурной резьбой панели стен, коробки окон и двери да характерный для большинства помещений середины XVIII столетия рисунок паркета "зигзаг". В основном же облик этого интерьера сформировался в 1770 году, когда архитектор Ю. М. Фельтен перестроил для Екатерины II парадную спальню, создав при помощи деревянных перегородок комплекс из двух комнат - Опочивальню императрицы и уже известную нам Коронную.Основной архитектурный акцент, определяющий облик помещения, архитектор перенес на перегородку с альковной нишей, где некогда устанавливалась парадная кровать.

Восстановлена в 1964 году. На ковре стоит фарфоровая статуэта любимой левретки императрицы Екатерины II Земиры. Фигура собачки выполнена на Императорском фарфоровом заводе в 1779 году по модели скульптура Ж.-Д. Рашетта.

У Екатерины II в почёте были левретки🐕
Все они спали на собольих шубах. Самую знаменитую из них зовут Земира. Жизни царской любимицы можно лишь позавидовать: собачка почивала в обитой розовым атласом корзинке-колыбели, которая, естественно, находилась в личных покоях Екатерины.Каждое утро она сопровождала императрицу во время прогулки. Когда Земира умерла, императрица несколько дней не выходила из своей опочивальни, переживая потерю. Похоронена левретка в Царском селе, где появилось первое собачье кладбище в России

Будучи мастером периода становления классицизма, Фельтен, ученик Ф.-Б. Растрелли, хотя еще и применяет здесь деревянную позолоченную резьбу, однако, наряду с причудливо изгибающимися стилизованными золотыми побегами по белому и розоватому полю, использует геометрически четко очерченный плоский орнамент, спокойные круглые розетки, провисающие как бы под собственной тяжестью гирлянды цветов. Особую изысканность композиции придают струящиеся в вертикально ориентированных простенках ленты с букетами цветов и побегами лавра.Эта стилевая двойственность в определенной мере была обусловлена задачей, поставленной перед архитектором. В указе о начале работ говорилось: "Тот ниш... зделать по пристойности чтоб сходствовало с другими в том дворце украшениями".

Из предметов, издавна находящихся здесь, особый интерес представляют «Портрет Елизаветы Петровны в детстве», копия с работы Л. Каравака, фарфоровая яйцеобразной формы ваза, изготовленная перербургскими мастерами.

Удачно расположил Фельтен в проемах над дверями пары "резных деревянных мальчиков", играющих гирляндами цветов. Их с большим искусством исполнил резчик И. Дункер, ранее выполнявший резьбу в Екатерининском дворце Царского Села. Столярные работы произвел "вольный мастер" Фридрих Фрейд. Орнаментальные росписи на потолках комнаты и ниши, а также раскраску перегородки исполнили русские мастера Иван и Алексей Бельские.Несмотря на значительные переделки, Опочивальня по прежнему оставалась органически включенной в анфиладу, что соответствовало парадному ритуалу европейского двора XVII - первой половины XVIII столетия, но не отвечало требованиям нового периода строительства - большей комфортабельности жилого интерьера, и в первую очередь интимных помещений.

Выделение Опочивальни из анфилады потребовало бы значительных перестроек и перепланировки. Фельтен предложил иное решение, использовав расположение Опочивальни в ризалите здания.В 1779 году от двери до двери поперек комнаты была установлена деревянная "турецкая перегородка" со стрельчатыми арками. Ее изготовили из ольхи и липы столяры Ожигин и Забаровский под руководством вольного столярного мастера Векмана.

Парадная кровать в альковной нише исчезает, а за перегородкой у западной стены размещается широкий и низкий "турецкий" диван "с приступом". По преданию его прислал Екатерине II Потемкин с фронта русско-турецкой войны. На подобные диваны была тогда мода, и во многих дворцах Петербурга появились "софы по турецкому вкусу". С этого времени комната именовалась Диванной.Стены Диванной, как и Коронной, обиты "китайскою материею шелковою с разными фигурами". Однако сюжет росписи здесь совершенно иной. Это обычные житейские сценки. Люди спокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, наблюдают за выступлением уличного дрессировщика, охотятся, покупают у торговца декоративные комнатные цветы и т. п.

Такого рода шелка производились в XVIII веке в далеком Китае и на кораблях и караванами доставлялись в страны Европы. Их тонкая акварельная роспись, приятный теплый колорит, занимательность и разнообразие рисунка, построенного по принципу традиционной восточной ярусной перспективы, великолепно увязывались с функцией обойных тканей. Не случайно во многих европейских дворцах и особняках встречались комнаты с расписным шелком. Традиционность исполнения и универсальность сюжета при неповторяемости изображений позволяли закупать такие шелка в запас и на случай ремонтов. Можно было убрать наиболее обветшавшую полосу на стене и легко заменить ее запасной. Так поступили в 1845 году при ремонте Диванной, восполнив утраты старого шелка за счет присланного из кладовой Зимнего дворца.

Большая часть ткани, покрывающей стены комнаты сегодня, - подлинная работа китайских мастеров XVIII века.Великолепие Диванной дополнял шелк с искусной вышивкой гладью, из которого были сделаны покрывало на диване, наволочки пышных пуховых подушек, портьеры. Подобные вышивки - традиционное китайское производство. Обычно им занимались целые семьи, и исключительно мужчины.Однако первоначальный шелк не избежал участи большинства тканей дворца. После мелких ремонтов и чисток решено было произвести полную замену. За исполнение этой работы взялся Ф. И. Коровин, поставивший 352 аршина "голубого шелкового атласа, вышитого шелками, китайскими рисунками, согласно во всем имеющимся образцам". Заказ был выполнен в 1889 году за 6 месяцев. Этот шелк и дошел до наших дней.

Как драгоценная реликвия сохраняется в Диванной скромная яйцеобразная фарфоровая ваза. Она украшена тонко выполненной синей подглазурной кобальтовой росписью. Ручки - в виде пучков листьев водных растений с маскароном бородатого старика. На вазе крошечные изображения двуглавого орла и кружка со стрелкой. Так метил свои изделия великий русский ученый-керамист друг М. В. Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов. Ему принадлежит честь создания в 1748 году первых изделий из отечественного фарфора.В то время лишь два завода в Европе - Мейсенский под Дрезденом и Венский - изготовляли фарфоровые изделия. Способ их производства держался в строжайшей тайне. Д. И. Виноградов после долгих исследований составил свой рецепт изготовления керамической массы. При его непосредственном участии были выпущены первые изделия на Петербургском императорском фарфоровом заводе основанном в 1744 году. Ваза в Диванной изготовлена в середине XVIII столетия.

Наряду с керамикой в XVIII веке успешно развивается русское стеклянное производство. Петербургский стеклянный завод по качеству стекла и особенно хрусталя не уступал лучшим заводам Европы.Славились русские мастера производством хрустальных осветительных приборов. В Диванной можно видеть хрустальную люстру со стержнем рубинового стекла конца XVIII века, а на столике у зеркала - великолепные жирандоли 1760-х годов.На столике в центре комнаты стоит кофейный прибор на два лица. Он был выполнен на Венском фарфоровом заводе, как гласит предание, для внуков Екатерины II Александра и Константина.На консоли между окнами, кроме туалетных фарфоровых принадлежностей середины XIX века производства Петербургского завода, стоят две интересные фарфоровые группы: "Похищение Европы" по модели И. Майера - повторение XIX века Мейсенского завода и "Чудесная корзинка", выполненная около 1770 года на заводе в Фулде (Германия) по модели Венцеля Неу, использовавшего композиции известного французского художника Ф. Буше.

Над диваном висит портрет Елизаветы Петровны ребенком - копия с портрета работы Луи Каравака. Луи Каравак приехал в Россию по приглашению Петра I и жил здесь долгие годы, вплоть до своей смерти. Он изобразил дочь Петра I обнаженной, лежащей на подбитой соболями порфире. В правой руке она держит медальон с портретом отца. Подобное изображение было довольно смело для своего времени. Тем не менее портрет пользовался большим успехом и несколько раз был повторен как самим Карава-ом, так и современными ему художниками. Портрет в Диванной написан Бухгольцем.В Диванной находится гарнитур мебели французской работы в стиле, присущем второй половине XVIII века, наугольный немецкий комод середины того же века с причудливо извивающимися стенками (такие комоды метко прозвали "бомба") и воссозданное советскими реставраторами по фотографии зеркало в резной золоченой раме.Над восстановлением Диванной в 1960-1964 годах трудился большой коллектив мастеров: скульпторы Г. Михайлова, Э. Масленников, лепщик Н. Оде, художники А. Васильева и Л. Любимов, резчики А. Кемниц, Н. Базанов, Н. Семенов, Ф. Куксинский.

Т У А Л Е Т Н А Я

В Большом петергофском дворце есть комната, облик которой почти не менялся с середины XVIII века и до 1941 года.

С середины XVIII века и вплоть до 1941 года облик этой комнаты не претерпел существенных изменений. Лишь в 1845 году во время тюновления позолоты деревянной резьбы был изменен рисунок рамы над существовавшим тогда камином.Зато цветовая гамма шелка в разные годы значительно менялась. Китайский белый атлас начала XIX века сменился "материею малинового цвета с цветами и птицами", а ее в 1845 году в свою очередь сменил "штоф броде белый с цветными букетами", изготовленный на московской мануфактуре И. М. Кондрашева.

Шелк, украшающий сегодня Туалетную, по-своему уникален. Он выткан в XIX веке по образцу предшествовавшего столетия, исполненному по рисунку П. Дверза. Этот шелк предназначался для так называемой Ольгиной половины Большого дворца. Часть шелка, сделанная в запас, была эвакуирована и использована в 1971 году для драпировки стен Туалетной. По кремовому полю прихотливо изгибается синий орнамент, составленный из фантастических цветов. С ним красиво контрастируют букеты красных цветов и веток сирени.

Следующим этапом реставрационных работ в Туалетной явится возрождение деревянной золоченой резьбы и наборного паркета "зигзаг". Но уже сейчас здесь воссоздана экспозиция, точно соответствующая назначению этого интерьера.Стены Туалетной, как и других комнат анфилады, украшают парадные портреты. Лучший из них - портрет Елизаветы Петровны. Он был написан за год до ее смерти, в 1760 году, придворным художником французского короля Людовика XV Шарлем Ван-Лоо (1705 - 1765). Живописец никогда не видел Елизавету и писал портрет по миниатюре, находившейся при французском дворе.

Портрет, написанный в темной гамме зеленых, розовых и золотистых тонов, дает яркое представление о живописном мастерстве Ван-Лоо.

В соответствии с требованиями парадного портрета художник создает идеализированный, обобщенный образ императрицы. Он изображает пятидесятилетнюю Елизавету молодой, красивой женщиной с благородными чертами лица и великолепной осанкой. Выписанные с большим мастерством аксессуары костюма, богатые ткани и меха придают портрету необходимую эффектность и парадность. этой же комнате на противоположной от окон стене находятся портреты Павла I в детстве и Екатерины II. Первый является копией с портрета кисти шведского художника Александра Рослина, проведшего три года (1775 - 1777) в Петербурге. Портрет Екатерины II написан тем же художником в 1777 году.

Большой интерес представляет висящий на западной стене портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. Георг Христиан Гроот (1716-1749) создал эту композицию в 1743 году, вскоре после прибытия в Россию. Успех ее был необычаен. Знаменитый мастер Мейсенского фарфорового завода И.-И. Кендлер воспроизвел ее в фарфоре. В России же портрет был неоднократно копирован, и сам Гроот несколько раз повторил его. До войны в Большом дворце находилась копия с портрета работы Гроота, но она погибла. Портрет Елизаветы с арапчонком, находящийся в Туалетной, считается авторским повторением.

Зеркало в серебряной раме - один из ценнейших экспонатов Большого дворца. Как явствует из надписи, выбитой на нем, это произведение Франсуа Тома Жермена (1726 - 1791). В этой надписи он называет себя "скульптором-ювелиром короля", имеющим мастерскую в галерее Лувра.Большая часть изделий мастерской Жермена, лучшего из работавших по серебру ювелиров Франции середины XVIII столетия, предназначалась для дипломатических подарков России и Португалии. В 1757 году для русского двора Жерменом был исполнен знаменитый серебряный "парижский сервиз" для торжественных обедов, насчитывавший несколько сотен предметов. Им пользовались в Большом петергофском дворце.

Зеркало Туалетной создано в середине XVIII века и, вероятно, является частью туалетного прибора, подаренного Людовиком XV императрице Елизавете Петровне. Изящно изгибающаяся рама украшена тонко прочеканенными гирляндами цветов и картушем с Российским гербом, по сторонам которого располагаются амуры. Точно найденные пропорции, отсутствие излишней детализации, бархатистая обработка поверхности благородного металла придают неповторимую прелесть работе Жермена.

Рядом с зеркалом стоят два серебряных канделябра, скульптурное оформление которых символизирует весну и лето. На том же столике располагается эффектный фарфоровый туалетный набор, выполненный русскими мастерами на Петербургском императорском фарфоровом заводе в 1838 году. Кувшины с тазами, флакон для одеколона, коробочка для мыла и щеток, лоток с подушкой для булавок и т. п. - все украшено золотым орнаментом по нежно-розовому полю и в резервах написаны разнообразные цветы - тюльпаны, анютины глазки, нарциссы.

Предметы фарфорового туалета решены в формах, напоминающих художественные решения середины XVIII века. Подобное возвращение к стилю минувшей эпохи можно проследить и в архитектуре, и в декоративно-прикладном искусстве 40 - 50-х годов XIX века. Это направление в искусстве стало называться вторым рококо.Фарфоровый завод в Петербурге, достигший во второй четверти XIX века выдающихся результатов в совершенствовании технологии производства, в этот период изготовляет множество сервизов, скульптурных фигур, групп, осветительной арматуры и даже мебель больших размеров и усложненных пластических форм. Эти предметы отличались и высоким художественным качеством.

Среди произведений из фарфора, украшенных полихромной росписью, особой красотой выделялись те, поверхность которых покрывалась разработанной русскими мастерами краской сочного розового цвета, а поверх нее делалась роспись золотом - стилизованным мелкомасштабным орнаментом в виде побегов растений. Многие из этих изделий,носивших название "розовый фарфор", попадали и в Петергоф. В Большом дворце из розового фарфора до 1941 года сохранялись эффектные декоративные зеркальные рамы, столы, каминные экраны.

Особенно интересны были изготовленные в 1846 году два канделябра "о 10 свечах каждый" и часы, украшенные лепными, ярко расписанными цветами. Ныне они опять находятся в Туалетной.Золоченая мебель комнаты, обитая тем же шелком, что и стены, выполнена в России в XIX век.Перед диваном стоит небольшой наборной работы столик необычной формы. Такие столики были излюбленными предметами меблировки русских интерьеров 80 - 90-х годов XVIII века. Легкие, свободно передвигаемые, они могли использоваться для разнообразных целей и за сходство столешни с бобом получили название "столик-бобик".

Четыре комода Туалетной имеют характерные для переходного от барокко к классическому стилю формы: сложно-изогнутую переднюю часть корпуса и в то же время геометрический рисунок набора и заключенные в прямоугольные рамки наборные архитектурные композиции.Стоящий на комоде кабинет черного дерева, отделанный черепахой, изготовлен ЕВ Южной Германии в первой четверти XVIII века.

Хрустальная люстра русской работы середины XVIII века упоминается среди вещей Большого дворца уже в описи начала XIX столетия.

 

http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st020.shtml

https://www.spbmuzei.ru/bolshoj-petergofskij-dvorecz

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Grand_Peterhof_Palace

https://www.facebook.com/peterhof.museum/

https://peterhofmuseum.ru/news/2020/1056

https://sutravel.ru/besides/bolshoi-dvoriets-pietierghofa

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Мои твиты

    Ср, 20:15: https://t.co/2GXCq7HemH через @ gazetaru Стоматолог посоветовала всем переболевшим COVID-19 наравне с витаминами группы B, C и D…

  • Мои твиты

    Вт, 13:47: Власти США нашли более 120 тыс. источников канцерогенных «вечных химикатов»: Новости ➕1, 18.10.2021Полезно бы узнать аналогичные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment