deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

Большой дворец (Петергоф)Часть 8:Большая(Голубая) гостиная,Коронная,выставочные комнаты

Автор - Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения

М А Л А Я   П Р О Х О Д Н А Я

Стены этой маленькой комнаты затянуты великолепным шелком, вытканным в 40-х годах XIX века для Петергофа на мануфактуре Г. Сапожникова. Запас этой ткани сохранился в эвакуации.

На стенах размещены "Портрет Виттории Коромбоны" работы итальянского художника второй половины XVI века Ш. Пульцоне, "Портрет старика" Дж. Д. Тьеполо, архитектурный пейзаж неизвестного немецкого художника XVIII века и картина "Нимфы у источника" (Германия, XVIII в.).

Мебельное убранство комнаты характерно для первой четверти XIX века. Диван, кресла и стол изготовлены из тополя русским мастером.

Б О Л Ь Ш А Я  (Г О Л У Б А Я) Г О С Т И Н А Я

Эта комната в ряду парадных помещений дворца занимает в восточной его части такое же положение, как Чесменский зал в западном конце анфилады.Гостиная имеет окно, на которое ориентирована ось парадной анфилады дворца.

По документам середины XVIII века, комната носила название Столовой. Отделка ее состояла из золоченой деревянной резьбы, наборного паркета, шелка на стенах и живописи в падугах и на плафоне.В юго-восточном углу комнаты находилась большая изразцовая печь "синего рисунка" с колонками и свинцовыми золочеными фигурами снизу, с медными топными дверцами и мраморной плитой перед печью.

В 70-х годах XVIII века на западной стене появился резной камин "темного с прожилами мрамора".Обивка Гостиной неоднократно менялась. Документы говорят о том, что в начале XIX века это был "штоф желтый с белыми висячими ландшафтами, представляющий садовника с корзиною и цветами".

Голубая брокатель, давшая новое название интерьеру, впервые упоминается в документах 1876 года.В 1897 году в Голубой гостиной велись большие ремонтные работы и была заказана новая обивка для стен и мебели. 508 аршин ткани поставил купец Ф. И. Коровин. По заключенным с ним условиям она должна была "вполне соответствовать старой материи по качеству, цвету и рисунку".

Но, пожалуй, самым интересным элементом отделки Гостиной являлась живопись.

В 1750 году "иноземный живописец" Лоренцо Вернер заключает договор с Канцелярией от строений и обязуется написать плафон "в каменный флигель, в один большой покой перед галереей, где во время присутствия ее императорского величества уповательно имеет быть столовая". Этот плафон, написанный и поставленный на место в июле 1750 года, не сохранился. До нас дошел только эскиз, но по небольшому, хотя и мастерски исполненному, наброску трудно судить о сюжете и характере, самого живописного произведения. Плафон исчез из Гостиной при ремонтных работах 1844 года. Он был тогда снят, и дальнейшая его судьба неизвестна.

Но до 1941 года в интерьере сохранялась, хотя и поновленная в XIX веке, живописная падуга, композиция которой состояла из знамен, воинских атрибутов, вензелей Елизаветы Петровны, гирлянд цветов и рокайлей. Ее написал в 1753 году живописец Логин Дорицкий.

Ныне Голубая гостиная восстановлена по проекту архитекторов Е. В. Казанской и А. И. Вихвиляйнен. Заново исполнены резьба, живопись падуги, наборный паркет. Шелк для Гостиной изготовлен на Всесоюзном научно-производственном реставрационном комбинате в Москве.

В Голубой гостиной, в XVIII - первой половине XIX века являвшейся столовой, выставлены великолепные произведения русских мастеров фарфора и художественного стекла.

На столах экспонируются предметы богато оформленного "цветочной росписью" сервиза. Это работа императорского фарфорового завода в Петербурге, создавшего в XIX веке десятки превосходных парадных и "расхожих" сервизов.

Как правило, сервизы изготовлялись специально для определенного дворца. В Голубой гостиной экспонируется сервиз, изготовленный для Большого дворца в Петергофе. Он предназначался для банкетов, отчего и получил название "банкетный", и был рассчитан на 250 персон.

Образцом для него послужил так называемый "сервиз с капустными листьями", изготовленный в 1760-х годах на фарфоровом заводе в Севре, под Парижем, и хранившийся в то время в Зимнем дворце. Предметы этого сервиза были украшены стилизованным изображением капустных листьев. Однако, повторив декоративную схему росписи, русские мастера создали необычайно разнообразные формы предметов. Кроме глубоких, мелких и десертных тарелок, в сервиз входят различной величины и конфигурации блюда, чаши, салатники, мороженицы, розетки в виде раковин и т. д. Убранство стола дополняли вазы и геридоны для фруктов и конфет. Кроме того, сервиз имел чашки, чайники, сахарницы - предметы чайного стола.

Всего в "банкетном" сервизе Большого дворца насчитывалось около 5570 предметов. Приступили к его изготовлению в июне 1848 года и закончили в сентябре 1853 года.

В этой работе участвовали лучшие мастера завода. Имена двух из них, художников, расписывавших предметы сервиза "цветочной живописью", сохранились на одной из тарелок. Это происходивший из крепостных дворовых людей Алексей Красовский и представитель одной из династий мастеровых завода Егор Максимов. Руководил работами талантливейший художник, возглавлявший живописные работы завода по "цветочной росписи" Федор Иванович Красовский (1820-1863).

В начале войны большая часть сервиза была эвакуирована. Оставшуюся часть гитлеровцы расхитили.При освобождении одного из городов Восточной Пруссии советские воины обнаружили ящики с чайными приборами, на которых стояли инвентарные номера Петергофского дворца. Спасенные вещи были бережно отправлены на Родину и сейчас вновь занимают место в музейной экспозиции.

На Петербургском императорском заводе изготовлены во второй четверти XIX века две фарфоровые вазы с золотым орнаментом по синему фону и вазы, украшенные копиями с картин Ж.-Б. Греза "Девушка в чепце" и Б. Лути "Юный музыкант", хранящихся в Эрмитаже.

На том же заводе создана синяя с золотом люстра на 86 свечей.

Из живописных полотен наиболее интересны парадный портрет Екатерины II - копия с портрета работы Д. Г. Левицкого - и портрет Марии Федоровны, жены Павла I, выполненные художниками XVIII века. Превосходно выписаны аксессуары, тонко разработана фактура тканей на платьях и драпировках. Это типичные образцы официальных парадныхпортретов

.

Д.Г. Левицкий. Императрица Екатерина II

Л. Виже-Лебрен. Императрица Мария Федоровна, 1799

Живописное убранство интерьера дополняет картина "Танкред и Эрминия" работы неизвестного голландского мастера XVII века. Художник избрал для своей картины популярный в то время сюжет из поэмы итальянского поэта Торквато Тассо "Освобожденный Иерусалим".

«Танкред и Эрминия» — картина Николы Пуссена (1594—1665), созданная в 1630-е годы.

Дочь правителя Антиохии находит на поле боя своего возлюбленного, участника крестового похода, рыцаря Танкреда. Крупный масштаб фигур, мрачноватый колорит, свет, выхватывающий из темного пространства главные персонажи, тревожное настроение - черты, присущие последователям великого итальянского художника М. Караваджо.

С Е К Р Е Т А Р С К А Я

Интерьер этой комнаты был создан Растрелли, однако, полностью утрачен в войну, и воссоздан мастерской под руководством В.Жигунова. Сегодня белые двери и панели украшены золочёными вставками, стены обиты зелёным штофом. Здесь поражает огромная люстра, сделанная на Императорском фарфоровом заводе, рассчитанная на сорок восемь свечей.На стенах висят картины итальянских и голландских живописцев. Комната имеет второе название – Предхорная, поскольку дверь из неё выходит на террасу, из которой можно попасть в домовую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

К О Р О Н Н А Я

 
Дверь в восточной стене Дубового кабинета ведет в комнату, которой начинается часть дворца, пристроенная к петровскому зданию в середине XVIII века Ф.-Б. Растрелли. Растреллиевская отделка этой комнаты просуществовала только 15 лет.

В 1769-1770 годах здесь по проекту архитектора Ю. М. Фельтена, мастера раннего русского классицизма, создается парадная Опочивальня.

Руководил работами в этом помещении "за архитектора" Иван Яковлев. Чертежи переделки интерьера подготовил помощник Фельтена "архитектурии ученик" Егор Соколов. Столярная работа была выполнена вольным мастером Фридрихом Фрейдом под руководством мастера Флора. Модели и резьбу исполнил резчик Канцелярии от строений И. Дункер.

У северной стены комнаты архитектор установил деревянную перегородку с глубокой альковной нишей в центре. Белая и розовая окраска перегородки изысканно гармонировала с позолотой тонко прорисованного резного орнамента в виде провисающих гирлянд, венков и растительных побегов.

Золото украшало порезки карниза и багет, которым были обрамлены плоскости стен.

Стены комнаты затянуты богатой шелковой тканью.

Проходами справа и слева от альковной ниши комната соединялась с Опочивальней императрицы. Подобное решение интерьера спальни было характерно для европейского дворцового строительства XVIII века. Однако в России издавна кровать ставилась только под балдахином. Впервые проект парадной опочивальни с альковной нишей для Петергофского дворца предложил А. Леблон. Но этот проект не был реализован.В 1770-х годах в Большом дворце по проекту Ю.М.Фельтена были сооружены по крайней мере шесть таких ниш. Одна из них находилась в "корпусе под гербом", другая - в Восточном флигеле, еще две - в комнатах верхнего и нижнего этажей. В нишах парадных опочивален были установлены большие деревянные золоченые "резного украшения" кровати, сделанные для дворца еще летом 1764 года по рисункам архитектора Ж.-Б. Валлен-Деламота.

Отделка парадной Опочивальни была закончена в 1771 году. Но ее первым владельцем явился лишь Павел I. Специально изготовленный для этой комнаты по его приказу "стоянец", на который водружалась корона в дни пребывания в Петергофе двора, послужил поводом к переименованию комнаты. С конца XVIII века она стала называться Коронной.В сентябре 1941 года убранство Коронной, за исключением снятого со стен и вывезенного шелка, погибло. При восстановлении этой комнаты, в связи с отсутствием каких-либо чертежей и довоенных фотографий перегородки с нишей, архитекторами Е. В. Казанской и В. М. Савковым было предложено воссоздать ее по сохранившемуся проекту Ю. М. Фельтена, осуществленному в 1770 году в одной из комнат первого этажа Большого дворца.Потолок комнаты украшен плафоном неизвестного итальянского художника XVIII века. Тема его - античный миф о богине Венере, пробуждающей к жизни любимого ею юношу Адониса.

Особый интерес представляет расписанный акварелью шелк на стенах. Подобные обои производились в XVII-XVIII веках в Китае и пользовались большим успехом а Европе. Шелк этот появился в Коронной в начале XX века однако его изготовление следует отнести к петровскому времени. Возможно, в XVIII веке он уже использовался для затяжки стен но позже обветшал, был снят и хранился в "магазине" (складе) дворцового правления. Затем после "поновления", вновь был использован.

Необычен и чрезвычайно редок сюжет росписи Здесь обстоятельно представлен процесс производства фарфора на знаменитых императорских заводах в Цзиндэчжене На южной стене можно видеть изображение огромных печей для обжига изделий из фарфора. На других стенах помещены сцены различных процессов производства: изготовление форм, роспись, транспортировка готовых предметов и т.п.Появление в России в начале XVIII века обоев с подобным сюжетом можно объяснить огромным интересом к загадочному тогда фарфору.Еще до 1941 года шелк сильно обветшал. Неблагоприятно отразились на нем и длительные перевозки в годы войны. Потребовались большие усилия, чтобы скрупулезно собрать и закрепить фрагменты рассыпавшейся материи. Эта работа была виртуозно выполнена реставратором А. Б. Васильевой.

В альковной нише установлена характерная для XVIII века парадная резная золоченая кровать южнонемецкой работы.

Часы у восточной стены, изготовленные в 90-х годах XVIII века английским мастером Томасом Оре, имеют музыкальный механизм, исполняющий каждый час одну из семи различных мелодий (по числу дней недели).

Убранство комнаты дополняют большие комоды наборного дерева южнонемецких мебельщиков и четыре китайские фарфоровые вазы XVIII века.

В комнате стоит круглый стол - геридон с резной золоченой фигурой, поддерживающей столетию, набранную из мрамора разных сортов, и золоченое кресло итальянской работы.

В Ы С Т А В О Ч Н Ы Е   К О М Н А Т Ы

За Коронной следуют четыре комнаты так называемой запасной половины дворца. Они не имели специального назначения. Вплоть до 1941 года в этих комнатах сохранилась отделка типичная для середины XVIII века: украшенные деревянной золоченой резьбой панели, шелковые обои, наборные паркеты. В настоящее время здесь размещается выставка, рассказывающая об оформлении интерьеров, характерном для различных периодов истории дворца


В перой запасной комнате предствлен парадный портрет императора Николая I кисти английского художника Джорджа Доу. Период царствования Николая I - время особого расцвета петергофской резиденции. Именно тогда появились уникальные памятники архитектуры: Коттедж, Готическая капелла, Фермерский дворец. Царицын и Ольгин павильоны, Бельведер.

На время царствования Николая I приходятся годы работы в России шотландской художницы Кристины Робертсон. Во второй Запасной комнате находится одна из её работ - портрет средней дочери Николая I Ольги, старшвшей королевой Вюртемберга.

Портрет великой княгини Ольги Николаевны - Робертсон Кристина

В третьей Запасной комнате представлена ещё одна работа Кристины Робертсон - портрет младшей дочери Николая I Александры, с именем которой связана печальная страница в жизни императорской семьи. Не дожив до 19 лет, Александра Николаевна скончалась в родах. В Нижнем парке есть мемориальная скамья памяти Александры.
На круглом столе перед угловым диваном стоят часы с роторным механизмом. У часов вращается циферблат, а стрелка остается неподвидной, роль которой играет жало змеи. Выполнены часы в Москве в конце XVIII столетия.

Любопытные часы "скелетоны" представлены в Четвертой запасной комнате на каминной полке. Сквозь ажурный корпус и прозрачный циферблат виден механизм часов. Часы созданы в мастерской Бенджамина Гаймана в начале XIX века.

Комната 4 (Камерюнгферская).

В Четвертой комнате Запасной половины собрана коллекция западноевропейского и русского фарфора, среди которой образцы французского неглазурованного фарфора - бисквита. Среди живописных работ, представленных в этом интерьере - портрет австрийской императрицы Марии Терезии кисти неизвестного художника.

часть 1 часть 2 часть 3 часть 4,часть 5,часть 6,часть 7

=======================

https://www.spb-guide.ru/page_18177.htm#foto-47

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Grand_Peterhof_Palace

http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st007.shtml

https://www.facebook.com/peterhof.museum/photos

https://peterhofmuseum.ru/multimedia

https://www.spbmuzei.ru/bolshoj-petergofskij-dvorecz

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Subscribe

  • Мои твиты

    Ср, 20:15: https://t.co/2GXCq7HemH через @ gazetaru Стоматолог посоветовала всем переболевшим COVID-19 наравне с витаминами группы B, C и D…

  • Мои твиты

    Вт, 13:47: Власти США нашли более 120 тыс. источников канцерогенных «вечных химикатов»: Новости ➕1, 18.10.2021Полезно бы узнать аналогичные…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments