Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения Император Наполеон в 1809 году сожалел о том, что не может увезти этот дворец во Францию. Здесь любил бывать кайзер Вильгельм I, а в 1998 году ужинали Клинтон, Шрёдер, Ширак… Железнодорожная станция Брюль (Brühl) между Кельном и Бонном. Скоростные поезда дальнего следования IC и ICE проносятся мимо нее, не сбавляя темпа. Их пассажиры лишь на пару мгновений могут увидеть импозантный фасад дворца с трехцветным немецким флагом на крыше. Чтобы попасть в Брюль по железной дороге, нужно воспользоваться междугородней электричкой или региональным экспрессом - S или RE. Они здесь останавливаются. Дорога из Кельна или Бонна займет минут 15-20. северный фасад Поезд доставит вас прямо к памятнику Всемирного культурного наследия ЮНЕСНО - дворцу Аугустусбург (Schloss Augustusburg). От невзрачного перрона и грязного подземного перехода до его парадных ворот - метров двести. Через две-три минуты вы из унылой привокзальной реальности попадаете в прошлое - богатое красками и затейливыми формами эпохи Рококо. Рейнский "Версаль" Император Наполеон, увидев Аугустусбург в 1809 году, был расстроен из-за того, что не может перенести его во Францию. Тогда, ровно 200 лет назад, Рейнская область была оккупирована его войсками. Сейчас замок ежедневно оккупируют туристы со всего мира, которые, благодаря техническому прогрессу, могут "взять" дворец с собой: позировать перед фотокамерами он умеет лучше любой топ-модели. Во внутренних помещениях туристам делать снимки, к сожалению, не разрешается. Образцом для "Дворца Августа" - Аугустусбурга (Schloss Augustusburg) послужил знаменитый Версаль - такова была архитектурная мода тех лет. Свои "версали" появлялись в Европе как грибы после дождя. Наполеону - французскому монарху, владевшему оригиналом - понравилась немецкая копия! Что может быть лучшей похвалой в адрес его создателей? После освобождения Рейнской области от наполеоновских войск дворец в 1815 году перешел во владение Пруссии. Несколько десятилетий он не привлекал особого внимания новых хозяев, но во второй половине XIX века его отреставрировали, а с 1877 года в Аугустусбурге стал регулярно останавливаться германский кайзер Вильгельм I. После Второй мировой войны, хотя дворец не был официальной резиденцией, в нем регулярно устраивались государственные приемы. Всего после войны здесь побывало более ста глав государств и правительств. В 1949 году, в год создания ФРГ, именно в этом дворце проходила торжественная церемония вступления в должность первого федерального президента Германии Теодора Хойса (Theodor Heuss). "Кулисой" для крупной международной встречи дворец стал в 1998 году, когда в соседнем Кёльне проходил саммит "большой восьмерки". Тогдашний канцлер Германии Герхард Шрёдер пригласил Билла Клинтона и других своих гостей в Аугустусбург на официальный ужин.Сейчас ежедневно в самом дворце на экскурсиях бывают сотни туристов, а роскошный барочный парк открыт для свободного доступа с раннего утра до вечера - от расcвета до заката. оранжерея Дворец начинается с лестницы Первое впечатление на гостей должна была производить парадная лестница. Ее построили в 1748 году по проекту Бальтазара Ноймана (Balthasar Neumann). Денег на строительство, задуманное с небывалым размахом, не хватало, поэтому во дворце прибегли к уловкам. Вместо мрамора использовали смесь глины и гипса, в которую добавляли краску. Затем ее после прокаливали, а поверхность полировали. Искусственный мрамор лишь с трудом можно отличить от настоящего. Потолок над лестницей - плоский, но расписан как купол. Эффектный оптический обман обнаружить практически невозможно. "Купольные" фрески изображают сцену вхождения Карла Альбрехта в круг богов под рукоплескания четырех частей света. Строительство дворца было начато в 1725 году по распоряжению кёльнского курфюрста и архиепископа Клеменса Августа (Clemens August) из рода Виттельсбахов - одного из старейших в Германии. Курфюрст Клеменс Август был уже пятым кельнским архиепископом из этой династии, владел несколькими резиденциями, но был очарован красотой идиллического ландшафта в Брюле, от которого было рукой подать до его Кафедрального собора в Кельне. На некоторых старых картинах с изображением дворца горизонт украшают силуэты кельнских церквей с двумя соборными башнями. Клеменс Август был любителем соколиной охоты, а в Брюле имелись самые лучшие условия для ее проведения. Новый дворец было решено построить на фундаменте средневекового замка. Согласно первоначальному замыслу, Аугустусбург планировали использовать в качестве летнего дворца для развлечений, охоты и отдыха, а не официальной резиденции. Строительство поручили вестфальскому архитектору Конраду Шлауну (Conrad Schlaun). Его планы предусматривали возведение достаточно скромного украшенного здания с тремя флигелями. Клеменс Август, когда строительство уже было в полном разгаре, показал планы своему брату Карлу Альбрехту (Karl Albrecht) - будущему императору Священной Римской империи Карлу VII. Они показались ему старомодными, поэтому Карл Альбрехт направил в Брюль своего архитектора - француза Франсуа де Кувилье, который переделал проект. Так между Кельном и Бонном появился дворец, который позже назвали жемчужиной эпохи рококо в Германии. Для отделки помещений Франсуа де Кувилье пригласил австрийских, баварских, итальянских и французских художников и скульпторов. На осуществление планов ушло несколько десятилетий. Дворец, который решили сделать официальной резиденций курфюрста и епископа, был спланирован с надлежащей роскошью и с учетом всех особенностей придворной жизни. Нынешние посетители во время экскурсии проделывают все этапы, которые проходили гости курфюрста и епископа, переходя из одного роскошного зала в другой. Самый почетных гостей и своих приближенных он принимал в парадной спальне. Курфюрст Клеменс Август, начавший строительство в 1725 году, умер в 1761-м, когда во дворце еще продолжались работы по отделке парадных залов, хотя его личные покои были готовы давно. Завершил строительство уже другой курфюрст - Макс Фридрих фон Кёнигсегг (Max Friedrich von Königsegg). Например, "Augenschmaus" - немного шутливое обозначение для "великолепного зрелища".В парадной столовой дворца устроены специальные балконы. На них допускались зрители, которым оказывалась честь наблюдать за пиршествами курфюрста и его гостей. С этой "галерки" зрители "ели глазами" ("Augen" - "глаза", "Schmaus" - "пиршество").В роскошной ванной комнате, которая хотя имеется во дворце, но использовалась крайне редко, также можно услышать филологическую историю. 200 лет назад среди знати считалось, что принимать ванны - вредно, так как через кожу в тело могут якобы проникнуть опасные организмы, живущие в воде. Представители высшего общества предпочитали вместо водных процедур обильно поливать себя одеколоном и духами. Они были по карману только очень богатым. Деньги, как говориться не пахнут, но богатство можно было учуять на расстоянии пушечного выстрела - так появилось немецкое слово "Stinkreich": от "stinken" - "издавать зловоние" и "reich" - "богатый". Одновременно с резиденцией Аугустусбург в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включен и расположенный неподалеку, минутах в 15 ходьбы, охотничий замок c говорящим названием Фалькенлуст (Falkenlust). Falke - по-немецки означает "сокол". Охотничий "домик" Оба замка возведены в начале XVIII века по распоряжению архиепископа и курфюрста кёльнского Клеменса Августа Баварского (1700—1761). Архитектором дворца Аугустусбург стал Йохан Конрад Шлаун, который спроектировал его в U-образной форме с трёмя основными и двумя мансардными этажами. Охотничий замок Фалькенлуст был построен архитектором Франсуа де Кювийе между 1729 и 1740 годами, как вспомогательное здание. Оба сооружения связываются друг с другом широким парком. Дизайнером дворцового комплекса зелёных насаждений выступил Доминик Жирар. В 1800-х годах часть парка, где расположились цветочные сады, подверглась реконструкции Петером Йозефом Ленне. Построен он был специально для соколиной охоты, так как Клеменс Август был большим любителем этого развлечения, а также слабого пола, несмотря на свой церковный сан архиепископа кельнского. В укромном замке Фалькенлуст устраивались его тайные ужины и встречи с фаворитками. Дворец Фалькенлуст в Брюле, недалеко от Кельна, строился специально для соколиной охоты, что ясно уже из его названия. Здесь бывал даже граф Казанова... Стены украшены многочисленными портретами. Над камином в столовой в полный рост изображен брат первого хозяина этих дворцов, кельнского князя-епископа Клеменса Августа , - курфюрст Карл Альбрехт Баварский , он же будущий император Священной Римской империи Карл VII. Недалеко от входа во дворец в парке находится часовня в стиле Рококо, построенная в 1730 году. Она имеет форму восьмиугольника, напоминает грот и украшена изображениями ракушек. О хотничий дворец Фалькенлуст (Jagdschloss Falkenlust) и дворец Аугустусбург (Augustusburg) в Брюле входят в единый дворцово-парковый ансамбль - резиденцию кельнских князей-епископов. Князь-епископ обладал как священническими функциями, так и светской властью в своем церковном княжестве. "Falke" по-немецки означает "сокол", а "Lust" - "радость", "наслаждение", "охота". Несмотря на то, что в немецком языке второе слово не используется для "охоты" на животных ("Jagd"), в русском переводе "Lust" получает дополнительный оттенок, вполне совпадающий с предназначением этого охотничьего и "потешного" дворца - охота "Lust" и охота "Jagd" повторяют и усиливают друг друга. Дворец Аугустусбург использовался для представительских целей и официальных приемов, а Фалькенлуст был задуман как резиденция, так сказать, более интимного характера. Сюда можно было отправиться не только на соколиную охоту, но и, при желании, - для того, чтобы отдохнуть от светской суеты или, при необходимости, - для того, чтобы провести здесь встречу вдали от посторонних глаз, например, с одной из метресс. Известно, что князья-епископы, несмотря на свой высокий церковный сан, не были противниками плотских удовольствий. Оба дворца считаются уникальными образцами эпохи рококо в Германии и с 1984 года внесены ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. В южной части дворца находится лестница, ведущая на второй этаж. Ее стены украшены изящными кафельными плитками работы голландских мастеров с изображением сцен соколиной охоты. Парадный зал, столовая, гостиные и другие комнаты отделаны богато и изящно, однако повсюду царит домашняя атмосфера. Чтобы попасть к "соколиному дворцу" после осмотра Аугустусбурга, сначала нужно пройти через барочный сад с фонтанами, прудом, чашами на постаментах и боскетами - зелеными стенами кустарника. Сад, кстати говоря, разбит у южного фасада дворца, а не со стороны парадного въезда, как это было принято. Из сада мы попадаем в темный лес с высокими старыми деревьями, через который проложена широкая тенистая аллея. За дворцовыми воротами, к которым ведет небольшой горбатый мостик через ров с водой, дорожка выходит в поле. В одном месте она ныряет в подземный переход под веткой железной дороги, связывающей Кельн и Бонн, а затем выходит на финишную прямую - старую аллею. Рельсы и насыпь, проложенные намного позже строительства дворцов, разрезают ландшафт, что несколько портит общее впечатление от точно выверенной когда-то перспективы. Охотничий замок Фалькенлуст заложен 16 июля 1729 года. Проект был с самого начала разработан архитектором Франсуа де Кувилье, который достраивал основной дворец Аугустусбург, превратив его в роскошную барочную резиденцию. На строительство охотничьего "домика" ушло совсем немного времени. Его закончили уже в 1733 году. В пристройках, образующих внутренний двор, располагались помещения для егерей, прислуги и хищных птиц, среди которых были не только соколы, но, например, и филины. Филинов использовали для приманки. К ним привязывали хвост лисы или мех другого небольшого зверя. К месту, где садился филин, слетались другие птицы в надежде на часть его "добычи". В это время охотники выпускали в небо соколов. Сейчас в этих комнатах расположена экспозиция, рассказывающая о том, как проходили соколиные охоты. Старые картины, документы, снаряжение, костюмы помогают почувствовать дух этого места, перенестись в далекие времена перед осмотром основных помещений дворца, предназначавшихся для князя-епископа и его гостей. Они могли наблюдать за соколиной охотой со смотровой площадки на крыше. В 1760 году в замке Фалькенлуст состоялся торжественный ужин, который устроил для Марии Урсулы Колумбы цум Пютц и других кельнских дам венецианский граф Джакомо Казанова. "Мими", как он ее называет в своих воспоминаниях, была женой бургомистра Кельна Франца Якоба де Грооте (Franz Jakob de Groote). А Казанова приехал в город на карнавальный сезон. Но из-за начавшегося любовного романа с "Мими" он задержался в Кельне на несколько месяцев. В своем дневнике Казанова описывает не только детали встреч с возлюбленной, но и некоторые подробности ее супружеской жизни. Судя по воспоминаниям графа, в Кельне эпохи рококо к соблюдению супружеской верности относились не слишком строго. В 1794 году дворец оказался в распоряжении французских революционных войск, а в 1807 году был передан немецкому дипломату Карлу Фридриху Райнхарду (Karl Friedrich Reinhard), который находился на французской службе.С 1832 по 1960 годы дворцом владела одна из богатых семей Брюля, а затем он перешел в собственность федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия. В 2008 году завершен генеральный ремонт дворца, который обошелся в 5,6 миллиона евро. Источники: https://www.dw.com/ru/ https://www.schlossbruehl.de/ Дворец Аугустусбург и охотничий замок Фалькенлуст на сайте ЮНЕСКО . http://loveisspeed.blogspot.com/2012/02/augustusburg-and-falkenlust-palaces.html https://www.schlossbruehl.de/fotogalerie-augustusburg/ Серия сообщений " Стиль Рококо в искусстве ": Часть 1 - Изысканный дворец Шан-сюр-Марн в стиле рококо Часть 2 - Cтиль шинуазри ... Часть 13 - Художникки рококо.Часть 2 Часть 14 - Интерьеры в стиле рококо Часть 15 - Дворцы Аугустусбург и Фалькенлуст- жемчужины эпохи рококо в Германии Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru