deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

Wanted - выставка современного искусства в Тель-Авивском музее

Оригинал взят у lorien22 в Wanted - выставка современного искусства в Тель-Авивском музее
Давайте отвлечемся немного от Ирландии, и вернемся к нашим местным реалиям. На днях в Тель-Авивском музее открылась изумительная, потрясающая, великолепная и наизамечательнейшая (никаких эпитетофф не хватит) - выставка современного искусства - Wanted.



Это пожалуй первый раз за все свое время пребывания в Израиле, что я помню очередь на входе в музей!! А если учитывать, что на дворе август, и в Израиле, как известно, в этом месяце отнюдь не прохладно на улице, такая приверженность искусству поражает вдвойне.



Входим в музей



Картины для выставки любезно предоставил из своей коллекции Хосе (Йосеф) Муграби. Муграби родился в Иерусалиме в семье евреев из Сирии и долгие годы жил в районе рынка Махане Йегуда, где его подители держали продуктовый магазинчик. В лет 16 Йосеф-Хосе уехал в Колумбию, и начал заниматься бизнесов в области тканей (текстиль). Дальше все пошло по колумбийской (зачеркнуто) американской мечте - начав мальчиком на побегушках, вскоре Хосе стал ведущим импортером страны и миллиардером. В его коллекции искусства есть, в том числе, 800 картин Энди Уорхола. Это самая большая коллекция в мире.



Говорить об этих картинах на мой взгляд достаточно бессмысленно. Уорхола можно любить или ненавидеть, но эти имеджи или образы - как хотите - знают все.



Если говорить или мыслить визуально - нет человека, более повлиявшего на современную культуру и современный мир. Уорхол - человек, создавший поп-арт, и закрепивший его в умах всего прогрессивного человечества.



Кока-Кола, Мэрилин Монро, Элвис Пресли...



Люди, уже давно ставишие символами и иконами Западного мира.



Или его главными врагами



Уорхол не усложняет жизнь "современного пользователя искусства". На его картинах нет огромного количества деталей или сложного подтекста. Его образы ярки, просты и поэтому легко улавливаемы и понятны. Элизабет Тейлор - разве надо еще что-то говорить?



Поэтому неудивительно, что именно его автопротрет встречает нас на входе на выставку.



Конечно, не все картины Уорхола просты. Может быть визуально, но у некоторых есть контекст, уходящий корнями глубоко в историю.



Черепа, как известно, глубоко волновали не одного художника, от классиков до современникофф. Тут и Ван-Гог, тут и Энсор с его почти маниакальной страстбю к черепам, и многие другие деятели искусства. Уорхол проводит тут вполне ясную параллель - да, я создаю что-то новое, но это новое не полностью отрицает старое, то, что было до меня. Мы все вышли из чего-то, на всех нас кто-то повлиял. И именно это - человеческая история, ее прошлое и несет в себе главный смысл нашего существования. Именно поэтому искусство Уорхола - это модернизм, а не пост-модернизм.



Именно поэтому Уорхол использует знаменитые образы не только из настоящего, но и из далекого прошлого. Хотя может быть и не настолько далекого, как хотелось бы.



Людей на выставке - немыслимое для Израиля количество. Почти не протолкнуться сквозь толпу. У меня на мгновение даже появилось ощущение, будто я в Уффици, или в Сикстинской капелле.



Напротив Иисуса можно лицезреть еще один знаменитый образ прошлого. Конечно же Тайная вечеря, самого главного художника Западного мира - Леонардо да Винчи. Уорхол переписывает и этот образ на свой, современный лад. К слову, творчество Леонардо глубоко волновало не только Уорхола, но и его хорошего друга, и одного из моих любимых современных художников, Жана-Мишеля Баскиата.



На этих двух очень похожих картинах Баскиат пытается выразить все, что волнует его в искусстве (кстати обратите внимание - и тут скелеты). Одна из картин - настоящий Де Винчи, другая - подделка. Надпись - 200 Йен - какова цена настоящего искусства, и имеют ли право на творчество современные художники после того, как в мире уже был один Да Винчи? Лестница, по которой надо вскрабкаться - в этой казалось бы максимально простом диптихе подтекст зашкаливает на немыслимые высоты.



История Баскиата стара как Западный мир, и современна той сложностью, которой отличается любая человеческая судьба. Он вырос на улицах Нью-Йорка, долгие годы бомжевал, рисовал уличные граффити, вообще рисовал на чем угодно - на стенах, окнах, зеркалах, даже на одежде. на этой выставке предоставлена его серия рисунков на керамических тарелках - очень любопытная. На них Баскиат отдает дань всем иконам искусства, так или иначе повлиявших на него, и его внутренний мир.



Картина Баскиата, выполненная на заборе. При всем моем уважении к Уорхолу, именно она, на мой взгляд, лучший экспонат этой выставки.



Еще одна



Как можно заметить по последней картине, будучи афроамериканцем Баскиат конечно же не мог избежать в своем творчестве африканских мотивов и ярких цветов. В следующей, очень интересной композиции, Баскиат пытается выразить какого это, быть черным художником в белом мире. Золотая корона водружена на голову "Черного короля", символизируя фигуру "властелина". Корона может быть также интерпретирована как терновый венок, водруженный на голову Иисуса, и символизировать страдания черных людей в Западном обществе, где их угнетают и порабощают. Особое внимание уделяется тому, что Баскиат, в абсолютно нетипичном для нем стиле подписал эту работу собственным именем, и поставил дату - Рождество, желая еще раз подчеркнуть христиано-мессианские мотивы этой конкретной картины.



Кстати несколько картин Баскиата мне повезло увидеть на выставке автопортретов в самом красивом музее мира - http://lorien22.livejournal.com/205718.html. Ну а мы идем дальше. Еще чуть-чуть поп-арта.



Следующая картина - это просто символ современной Америки. В ней правда не хватает гамбургера с кетчупом, но все остальное в ней есть. Я, как человек посвятивший последние четыре года своей жизни изучению американской культуры, мог просто стоять перед ней часами. Этого наверное словами не объяснить.



Ричард Принс



Молодой Энди Уорхол



Я долго пытался понять, почему выставка экспрессинистов и фовистов в музее Израиля - http://lorien22.livejournal.com/220544.html - столь оглушительно провалилась, в то время как Wanted пользуется столь оглушительным успехом. Очевидно в современном мире нет места для классики.



От себя могу лишь добавить, что выставка обязательна, и еще раз обязательна к посещению. На мой взгляд это одна из лучших выставок, прходивших в Израиле за мои двадцать с лишним лет жизни в этой стране. И уж точно лучшая выставка современного искусства, которое, если быть честным, я не особо жалую.



В сувенирном магазине уже можно купить всякие радости, связанные с новой выставкой. Кстати можно приобрести и каталог за очень очень небольшие деньги - всего двадцать шекелей. не знаю, связано ли это с неожиданной щедростью Тель-Авивского сувмагазина, обычно берущего огромные деньги за любую фигнюшку, или это такой гимик, что современное искусство массово, и должно быть доступно всем, но эта мелочь стала для меня дополнительным приятным сюрпризом.



Выставки Wanted вполне достаточно, но я все-же совсем чуть-чуть расскажу о том, что еще происходит в эти дни в Тель-Авивском музее. Во-первых, поскольку это имеет прямое отношение к современному искусству - музей приобрел картину Френсиса Бэйкона - одного из важнейших и самых известных художников современности.



Кстати, к слову - Френсис Бэйкон был ирландец, и в Дублине ему посвящено целое отдельное крыло Национальной Галереи. Если вы хотите, чтобы я вам об этом подробно рассказал, или вдруг вас интересуют другие прекрасные музеи Дублина - не стесняйтесь, в моем ЖЖ все есть)



Есть небольшая выставка, посвященная Моби Дику. Если честно, я никакой связи с Мелвиллом или его главным произведением не уловил (может быть уже устал, а может быть из-за своего трепетного отношения к этой книге), но я сделал там, как мне кажется, две неплохие фотографии, вот и упомянул.



Отражение



Еще одна приятная выставка - история современной Мексики в рисунках. Выставка небольшая, так что особо стойкие могут заглянуть.



Я лично должен здесь малость отвлечься и побрюжзать. Художника Диего Риверу (мужа Фриды Кало) конечно же знают все. В его талантах никто не сомневается - великий артист, но я не об этом. Риверу невероятно любили женщины - по слухам,  скорее всего правдивым, у него их было сотни, и они просто падали к его ногам. А теперь - его автопортрет.



Уважаемые женщины - я требую немедленного и бесповоротного объяснения мне данного феномена. Он же выглядит как моя жизнь - как???? Как это получилось, почему и за что. Я буду жаловаться.



Думаю, уже все видели новое здание Тель-Авивского музея. Но если кто случайно пропустил - фото. Архитектор - знаменитый Даниэль Либскинд.



В эти дни по его проекту как раз достроили Башню Свободы в Манхеттэне, на месте тех самых плачевно канувших в лету Близнецов. Еще он спроектировал Еврейский музей в Копенгагене, и много других прикольных зданий. Чуть подробнее о нем я писал здесь - http://lorien22.livejournal.com/196998.html. Ну и напоследок - новое здание музея изнутри.



Не пропустите эту выставку.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment