deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

ЛИССАБОН С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА: подъём на лифте Санта Жушта

Оригинал взят у marinagra в ЛИССАБОН С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА: подъём на лифте Санта Жушта
Свой рассказ о ВЕЛИКОМ ЛИССАБОНСКОМ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ
я закончила обещанием показать город, построенный на руинах
разрушенного Лиссабона. Чтобы охватить одним взглядом новый
Лиссабон, приглашаю вас подняться на смотровую площадку
лифта Санта Жушта.





IMG_6590
Лифт Санта Жушта


Бесспорно, город, расположенный не просто на холмах, а на очень крутых холмах, красив, но жить
в нем непросто. Подниматься из нижних районов в верхние пешком, по бесконечным лестницам,
было для жителей Лиссабона утомительно, пока в городе не построили подъемники. Лифт Санта
Жушта (Elevador de Santa Justa), связывающий нижний район Байша с верхним Шиаду, – не только
вид местного транспорта, но, так же как и старинный ТРАМВАЙ, лиссабонская достопримечательность.
Это единственный вертикальный лифт в Лиссабоне, остальные три подъемника - фуникулеры.



IMG_6587Можно подниматься и по лестницам...


Лифт, который находится в самом центре города, на пересечении роскошной улицы Руа ду Оуру с
Руа ду Санта Жуста, построен по проекту Рауля Месньера дю Понсара, португальского ученика Густава
Эйфеля. Он был открыт в 1902 году, а в 2002 году, когда лифту исполнилось 100 лет,  был признан
памятником национального значения.



IMG_6591Вверх, вслед за птицами!


Перед ним всегда стоит очередь: туристы желают подняться вверх на 32 метра
(высота семиэтажного дома), чтобы  полюбоваться панорамой Лиссабона.

IMG_6613


Прежде чем подниматься, посмотрим на металлическое кружево в неоготическом стиле, которым лифт
"одет" сверху донизу. Эта филигранная отделка, в каждом поясе лифта уникальная, облагораживает
конструкцию, но не маскирует ее - мы видим, как в шахтах прекрасной ажурной башни движутся
массивные кабины.

IMG_6595Строгий лифтер


IMG_6594
Предупреждение для пассажиров: опасайтесь воров!


IMG_6593
Кабина готова к подъему


Кабины, тяжеловесные по сравнению с легким светлым металлом башни, выполнены из добротного
полированного дерева, украшены зеркалами. Каждая кабина рассчитана на 29 пассажиров, в ней 10 сидячих
мест и 19 стоячих. В кабинах хозяйничают лифтеры. которые продают билеты и управляют движением
лифта. При посадке и подъеме нужно внимательна следить за своими карманами и сумками – в лифте
катается много воришек, ловко прикидывающихся туристами.

IMG_6602Нижняя смотровая площадка


IMG_6608
IMG_6603
Винтовые лесенки ведут на верхнюю смотровую площадку



С нижней смотровой площадки можно по винтовым лесенкам подняться еще выше, достигнув высоты 45
метров. Скажу честно: у меня не хватило смелости на это - закружилась голова. Ведь ступеньки винтовой
лесенки тоже ажурные, и сквозь просветы видна далекая земля. Дочь, правда, сказала, что существенной
разницы между видом с нижней площадки и с верхней нет. Утешаюсь этим.

IMG_6620
IMG_6582
Пешеходный мостик



По пешеходному мостику - тоже кружевному и красивому - пассажиры могут пройти на площадь Ларго
ду Карму мимо руин готической церкви Носса Сеньора ду Карму (ныне археологический музей). Церковь
умышленно не восстановили - ее руины (конечно же, укрепленные и законсервированные) оставлены
как вечное напоминание о катастрофическом землетрясении 1755 года. Интересно, что кровля храма
рухнула, в то время как  несущие арки выдержали подземные толчки.

IMG_6606

IMG_6627
Руины церкви  Носса Сеньора ду Карму


Все, что осталось с "доземлетрясенческой" эпохи, будь то фрагмент портала, оконный проем, капитель
колонны, в Португалии очень ценится, особо отмечается в путеводителях. В церкви Носса Сеньора ду Карму
сохранилась каменная резьба портала.

IMG_6616
Фрагмент портала церкви  Носса Сеньора ду Карму

IMG_6618
Площадь Ларго ду Карму


По площади Ларго ду Карму мы погулять не успели, возвращаемся по пешеходному мостику к смотровой
площадке лифта. Вот он, город, построенный благодаря железной воле и энергии маркиза де Помбала,
великого реформатора Португалии, которого иной раз сравнивают с Петром Великим. Реформы, которые
Помбал столь успешно проводил при жизни безвольного и полностью ему доверившегося короля Жозе Первого,
были сведены на нет, когда  в 1777 году португальский престол унаследовала дочь Жозе, королева Мария
Набожная. Помбал, который своей неумеренной активностью, жесткостью и деспотичностью нажил в косной
Португалии немало врагов, едва избежал смертной казни по обвинению в коррупции. Он окончил жизнь в
изгнании, вдали от возрожденного им города, а от его начинаний  практически ничего не осталось.
Ничего, кроме Лиссабона.

IMG_6599
Квартал Байша

IMG_6610
Улицы квартала Байша  устремляются к реке

IMG_6614
Над крышами видна Триумфальная арка, поставленная в честь восстановления Лиссабона



Нижний город, Байша (что в переводе с португальского и означает "низкий"), который виден со смотровых
площадок лифта, свидетели лиссабонской катастрофы уподобляли аравийской пустыне (в городе было
разрушено 85% зданий, а этот район особенно пострадал). Сейчас район Байша покрыт сетью прямых
очень широких улиц – это один из первых опытов регулярного градостроительства в Европе.
Сверху нам открывается вся логика и красота градостроительного замысла: семь улиц  протянулись от
площади Россиу к площади Праса ду Комерсиу и к набережной Тежу, семь перпендикулярных улиц
перерезают им путь и идут параллельно реке. Улицы вымощены многоцветной каменной мозаикой,
напоминающей узорный паркетный пол или ковер, застроены высокими красивыми домами с лепниной,
стены многих домов выложены изразцами АЗУЛЕЖУШ .

IMG_6615

IMG_6609
Широкие улицы квартала Байша


К названию восстановленного района часто прибавляют слово "Помбалина", а стиль, который утвердился
в португальской архитектуре во второй половине 18 века, тоже назван в честь маркиза Помбала – помбалино. Искусствоведы отмечают, что название это связано не столько с какими-то характерными признаками стиля
(хотя можно говорить о позднем барокко, об элементах классицизма), а с явлением в целом с комплексным
решением уникальной градостроительной задачи. В очень короткие сроки, буквально за десятилетие, по
единому проекту, усилием множества людей, был заново возведен целый город. Стиль помбалино не
экспортируется, он существует только в Лиссабоне.
Конечно, восстановление Лиссабона, которое называют "феноменом европейского урбанизма", заслуга не
одного лишь маркиза де Помбала. Роль главного организатора работ принадлежала военному инженеру
Мануэлу да Майа, проектированием руководил Эуженио душ Сантуш, а после его смерти в 1760 году -
Карлуш Мардел. Под их началом сотни мастеров объединились в решении общей творческой задачи.

IMG_6632Мозаичные мостовые  на улице Руа Аугушта. Улицу замыкает Триумфальная арка.


Дома а стиле помбалино не только красивы и удобны для жилья – они построены с учетом сейсмической
устойчивости. Модели зданий испытывались на прочность самым серьезным образом: мимо них, имитируя
землетрясение, маршировали войска, и к исполнению принимались лишь те модели, которые при
искусственном сотрясении почвы не разваливались.

IMG_6617
IMG_6604Холм Алфама возвышается  над кварталом Байша


Нижний город с его строгой структурой, размеренностью, просторностью контрастирует с живописными,
тесно застроенными холмами, которые окружают квартал Байша с трех сторон, подобно амфитеатру,
возвышающемуся над партером. Ну а где сцена? Сцена – это блестящая, неимоверно широкая гладь Тежу:
готовясь соединиться с океаном,  река разливается на ширину 11 километров!

IMG_6623
IMG_0064
Праса Россиу - здесь был центр старого Лиссабона



На набережной Тежу и на площади Праса ду Комерсиу нам побывать не удалось, зато с лифта прекрасно
видна красивая площадь Россиу с памятником в центре. Это отнюдь не памятник маркизу Помбалу, как
можно было бы ожидать. 27-метровую колонну венчает фигура короля Педро Четвертого, ничем особо
не прославившегося, разве что тем, что он был некоторое время королем Бразилии. Памятник Помбалу
в городе, конечно, есть, но расположен он в стороне от любимого детища маркиза – района Байша Помбалина.

IMG_6626
Национальный театр  королевы Марии Второй, 1847 год

IMG_6586Мозаичные волны на площади Россиу



Праса Россиу, главная площадь старого Лиссабона, видела многое: здесь торговали и здесь убивали -
на площади проходили публичные казни и бои быков,  дворец инквизиции тоже стоял здесь...
Свой сегодняшний облик площадь обрела  в 19 веке. Было построено здание национального театра,
площадь замостили волнообразной мозаикой так искусно, что ее поверхность кажется объемной,
в 1874 году появился уже известный нам памятник королю Педро Четвёртому, с двух сторон от него
поставили фонтаны французской работы.

IMG_6630
IMG_6631
Фонтаны на площади Россиу



Как и весь прилегающий к ней квартал Байша, площадь Россиу очень просторна. Ощущение простора,
большого светлого пространства не оставляет нас в Лиссабоне. Здесь все время надо подниматься к
небу или спускаться к реке, смотреть либо с высоты, либо в высоту, здесь много воздуха, несущего
в город океанский ветер. Конечно, есть в Европе столицы более роскошные и ухоженные, чем Лиссабон,
однако именно этот город мне часто вспоминается  и манит вернуться.

IMG_6584

Tags: Лиссабон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments