deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Categories:

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. ( часть III)

Оригинал взят у ikkamirnaya в Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. ( часть III)

В центральной части Краснодара находится 328 строений, являющихся особо охраняемыми объектами культурного наследия и памятниками архитектуры.
Памятные места, здания, мемориальные доски на улицах Краснодара могут рассказать необычайно много о его истории. С начала 90-х годов многие улицы в Краснодаре были переименованы. Им вернули прежние, старинные названия, о некоторых из них я расскажу по ходу нашей прогулки и знакомства с городом.
Главным принципом планировки является  прямолинейность улиц, ориентированных почти точно с юга на север и с запада на восток. Улицы пересекаются под прямым углом и хорошо просматриваются. Кварталы, в большинстве своем, имеют квадратную форму и  одинаковы по размерам. Так строили древние и средневековые города.
Названия улиц появились не сразу. Окончательно названия сложились к 70 -м годам XIX.
И хорошо, что не торопились основатели города: случайных наименований не было. Короткое, но емкое слово обязательно несло в себе какую-то информацию: объясняло или происхождение улицы, или ее назначение, или что на ней находилось, или  кто тут жил. Со временем многие улицы поменяли свои названия, причем не один раз.
Здание на улице Коммунаров, 2.

7 ноября 1920 года на торжественном заседании, посвященном 3-й годовщине Октября, было принято решение о переименовании семи центральных улиц. Так появились в нашем городе улицы имени Ленина, Седина, Советская, Октябрьская, Красноармейская, Пролетарская, Коммунаров. Дальше переименования производились постепенно и не всегда оправданно.
А в 1939 году были переименованы почти все центральные улицы, носившие старые названия.
В этот раз я хочу познакомить  с улицей Коммунаров, одной из центральных в городе, она проходит параллельно улице Красная, о достопримечательностях которой есть в предыдущих двух частях.
Этот пост является частью III.
Свое первое название - Борзиковская (ныне Коммунаров), улица получила в середине 1860-х годов из-за домовладения генерал-майора Павла Николаевича Борзикова. Его домовладение находилось на нечетной стороне между современными улицами Пушкина и Советской (по ул. Коммунаров,5). Дом не сохранился.В ноябре 1920 г. Борзиковская стала ул. Коммунаров.
Южная часть улицы считалась аристократической. Здесь много старинных особняков.
Здание на ул. Коммунаров, 2 было известно как дом архитектора Г.В. Никитина. Гавриил Власьевич Никитин, автор интересных строений, сохранившихся на Кубани, в Якутии и Забайкалье. Родина архитектора – город Краснодар, где сохранился дом Никитина, который он построил для себя, а также еще один великолепный особняк, авторство которого также приписывают Никитину. Информация о творческой биографии этого незаурядного русского архитектора хранится в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска, Читы. 

Сын урядника Кубанского казачьего войска Г.В.Никитин родился в 1864 году. Имея способности к изобразительному искусству, поступил на архитектурное отделение Императорской Академии художеств, которую окончил в 1889 году, получив звание классного художника архитектуры III степени.



В последние два года обучения за свои проекты получил несколько серебряных медалей. Поскольку обучался он на стипендию от Кубанского областного правления, то и прикомандирован был для работы в это правление – «для практических занятий в делопроизводстве по строительной части». После трех лет работы в областном правлении подал прошение об увольнении в связи с переходом на должность архитектора города Ейска Кубанской области.  Через некоторое время Наказной атаман Кубанского казачьего войска обратился в вышестоящие инстанции с просьбой о зачислении Никитина на государственную службу. Однако, поскольку «архитекторы, служащие по городскому общественному управлению, правами государственной службы пользоваться не должны, то ходатайство исполняющего делами начальника Кубанской области о зачислении на государственную службу архитектора г. Ейска, коллежского регистратора Никитина удовлетворению не подлежит», – таков был ответ. Понимая, что данное обстоятельство лишает его некоторых льгот и привилегий, которые полагались находящимся на государственной службе, Никитин подал прошение об отставке и в 1895 году вернулся в Екатеринодар.В следующем году Никитин подал прошение о назначении его на вакантную должность областного архитектора Приамурской области.
Именно в данный период, судя по исследованиям краснодарских краеведов, Никитин получил  участок земли  в Екатеринодаре, где  построил  собственный доходный дом на углу улиц Почтовой и Борзиковской (ныне Постовая и Коммунаров).  Построенный им дом сохранился до настоящего времени, но имеет значительные утраты.



В сентябре 1896 года Г.В.Никитин был назначен на вакантную должность областного архитектора Якутского областного правления. Следующий этап деятельности Г.В. Никитина связан с Забайкальем и развитием в русской архитектуре нового стиля модерна. Назначенный в конце 1900 году на должность архитектора Нерчинской каторги, уже в апреле следующего года Никитин был «прикомандирован для занятия к строительному отделению Забайкальского областного правления и назначен производителем работ по постройке зданий учительской семинарии и областного правления».
Летом 1906 года Никитин уехал в отпуск к себе на родину в Екатеринодар и в Забайкалье больше не вернулся.
В настоящее время на нижнем этаже фотоателье  и кафе " Любимая чебуречная" а верхний используется как жилой.

Пребывая с 1906 года в Екатеринодаре, Г.В. Никитин продолжал свою деятельность по выполнению частных заказов. К этому времени относится возведение дома известного в городе купца В.К. Рубежанского на ул. Борзиковской, 8 (ныне Коммунаров), недалеко от собственного дома архитектора.  Фото из соц.сети.



Особняк этот прекрасно сохранился и по праву внесен в реестр памятников архитектуры, подлежащих государственной охране. Дом этот отвечает духу модерна по своей композиции, но насыщен декором с привнесением деталей и приемов из исторических стилей
В плане имеет близкую к квадрату композицию с анфиладной планировкой помещений. Фасад богато декорирован лепным растительным орнаметром и оконными наличниками в виде  пилястр композитного ордера.
Натура была у Никитина  такая, что не мог он долго оставаться на одном месте, любил путешествовать по России. Известно, что в 1930-е годы Г.В. Никитин жил в Анапе. Война застала архитектора там же, он пережил военные события и в 1946 г. случайно подорвался на мине. Так на 82-м году закончилась жизнь этого интересного человека, архитектора, оставившего после себя постройки во многих городах России.
А вот как выглядит дом  купца В.К. Рубежанского сейчас.

Информацию о самом купце и его семье нашла в сети.
В начале ХХ века в Екатеринодаре был хорошо известен купец 2 гильдии Василий Кондратьевич Рубежанский, имевший мебельно-столярную мастерскую и мебельный магазин на улице Красной. Мебельное дело давало неплохой доход и в 1907 году Рубежанский открыл один из первых в столице Кубани синематографов – театр «Бомонд-Иллюзия», который быстро получил успех у екатеринодарцев (сейчас это здание занимает детская библиотека им. братьев Игнатовых). В 1908 г. Василий Кондратьевич приобретает участок по улице Борзиковской, где возводит особняк в стиле «Модерн», который выстроился в ряд с другими великолепными особняками этой улицы. Чтобы не нарушать целостность ансамбля, хозяин не поскупился и сделал двухэтажную пристройку с угловой четырехскатной башней, покрытой чешуйчатыми железными пластинами и увенчанной высоким флюгером, кованным из металла. А чтобы придать особняку еще более роскошный вид, над крыльцом был построен открытый балкон. В 1912 году вся недвижимость Рубежанского оценивалась в 125 тыс. рублей золотом. Талантливый предприниматель был заметен и в политической жизни Екатеринодара. Василий Кондратьевич был в списке лиц, имеющих право участвовать в выборах гласных Екатеринодарской Городской Думы на четырехлетие с 1912 по 1916 год.

Однако пришедшая на Кубань в 1920 году Советская власть остановила удачную карьеру Рубежанского. В августе этого года в связи с высадкой на черноморское побережье Кубани врангелевского десанта екатеринодарский партийный комитет ВКП (б) постановил: «Предложить Кубчека при проведении намеченных массовых обысков в буржуазных кварталах и домах задерживать всех крупно-буржуазных дельцов, спекулянтов и т.п. и содержать их под арестом на положении заложников». Попал в число заложников и В.К.Рубежанский. Позже все заложники были расстреляны в стенах городской тюрьмы. Так в возрасте 50 лет погиб Василий Кондратьевич Рубежанский, а его вдова Таисия Григорьевна с двумя маленькими сыновьями была выселена новой властью из собственного дома.
К счастью, оба сына Василия Кондратьевича сумели найти себя в Советской России, и именно благодаря их семейным рассказам удалось воссоздать историю своей семьи одному из внуков знаменитого екатеринодарского купца.

Этот красивейший дом-усадьба  теперь -   здание торгово-промышленной палаты Краснодарского края.

Дом жилой1890-1900 гг.  по  ул. Коммунаров, 10, с пристройками. Интересный пример небольшого мещанско-купеческого  особняка периода эклектики ((от греч. eklektikos — выбирающий) — искусственное соединение разнохарактерного, несовместимого, чужеродного. В отличие от подлинно художественного синтеза, эклектизм — не органичное и естественное взаимодействие разнообразных элементов, а их произвольное, бессистемное, механическое смешение), отличающийся своеобразным объемно-планировочным решением.



Дом одноэтажный в семь осей по главному фасаду. Объемный куб с пятигранным эркером со стороны двора.



Дом жилой постройки начала прошлого века по улице Коммунаров, 12 .
На окне слева табличка "продаю",эта часть дома имеет свой отдельный вход.


Бывший особняк В.Т. Андриевского, ул. Коммунаров, 14, -  пример небольшого особняка периода архитектурной эклектики. Дом одноэтажный кирпичный, "Г"-образной конфигурации с поздней пристройкой с северо-востока. В первые годы советской власти здесь был дом ребенка. Сейчас - образовательный комплекс школа-сад № 36.




Дом жилой, конец 20-х годов 20 века, ул. Коммунаров, 3.




Дом жилой 1914 года по улице Коммунаров, 16.

Дом жилой присяжного поверенного В.В. Сербина, 1910 г., ул. Коммунаров, 18. Здание периода
архитектурной эклектики с элементами в стиле "барокко", двухэтажное  из красного кирпича с оштукатуренными архитектурными деталями, расположено в историческом центре  города в строчной одноэтажной застройке.



Здание по улице Коммунаров, 17 построено в начале 20 века.

Дом жилой присяжного поверенного М.В. Максютина, угол ул. Коммунаров, 36 и ул. Комсомольской, 63, 1910 - 1912 гг., архитектор А.А. Козлов.
Яркий пример  архитектуры периода эклектики с элементами "модерна".
К восточной части плана пристроены два объема, образующих "П"-образную композицию, раскрытую в сторону двора.

Улица Комсомольская, на пересечении  с которой  стоит этот дом, раньше называлась иначе, - Штабная, объяснение простое,  на ней  был штаб Кубанского Казачего войска.



Идем по улице Коммунаров, впереди  хорошо просматриваются купола Свято-Екатерининского   Кафедрального  Собора,  а на пересечении с улицей Мира с правой стороны старый жилой дом под номером  48.

Жилой дом по улице Коммунаров, 48  на пересечении с улицей Мира  постройки 1910 года.



Улица Мира меняла название три раза.
Изначально она носила название Екатерининской. Одна из самых старых улиц города проходит не так далеко от места основания Екатеринодарской крепости  и поблизости находилась в свое время церковь св. Екатерины, которую освятили в 1814 году. Когда возвели Свято-Екатерининский  Кафедральный Собор, некоторое время она еще продолжала действовать. Получалось, что два храма, названные в честь одной и той же святой, располагались рядом.

В 1843 году на углу улиц Екатерининской и Красной появился Пожарный двор. Здесь были конюшни, сараи для обозов и пожарная каланча, сначала деревянная, а через полвека - кирпичная. Последняя по совместительству служила водонапорной башней, и екатеринодарцы жутко гордились тем, что в их городе есть такое полезное сооружение. Туда даже водили экскурсии гимназистов. Колесо обозрения в те времена еще не придумали, а с башни город можно было увидеть как на ладони. Фотографы делали с нее лучшие из своих работ.   Горожане стали называть улицу Пожарной, хотя в официальных документах и на планах города она по-прежнему значилась как Екатерининская. Во второй половине девятнадцатого века на Пожарной появилась первая в Екатеринодаре Московская булочная госпожи Платоновой.
В конце  1920 года произошло  переименование улицы Екатерининская ( Пожарной).
Она стала называться по понятным причинам  Пролетарской.
А после окончания ВОВ улица получила новое имя - Мира.



Пересекаем улицу Мира,  на  улице Коммунаров ,52   Свято-Екатерининский  Кафедральный Собор.
О нем я же писала ранее: Свято - Екатерининский Кафедральный Собор. Краснодар.

Архитектура - это не только отдельные красивые здания, но и внешний вид города.
Беда Краснодара( да и не только его одного) - отсутствие генерального плана застройки города, которого обязаны придерживаться все застройщики, на мой взгляд,  когда посреди частного сектора или еще хуже, а старой части города, которая изобилует памятниками архитектуры, вырастает огромный 16-и этажный домина - выглядит это убого.
Обидно,  что эти памятники беззащитно изуродованы рекламными щитами,  вместо того, чтобы реставрировать и сохранить историю потомкам, завешивают безобразной  рекламой.
Очень заметен контраст современной высотной застройки и старого одноэтажного Краснодара, в котором постепенно формируется прослойка из новых  стекляшек и бетона.
Жилой дом начала 20 века на пересечении улиц Коммунаров и Орджоникидзе, бывшая  Базарная.

Жилой дом  начала 20 века на пересечении улиц Коммунаров  и Ленина, бывшая  Соборная улица.
В честь появления в 1853 году  святыни - Войскового  Александро-Невского собора - площадь и примыкающая улица стали называться Соборными.
Переименование в улицу Ленина случилось  7 декабря 1920 года.
Со стороны Ленина на доме объявление " продается".

Убежинский домовой храм.
Дом Общества борьбы с нищенством ("Убежище"), 1911 г., ул. Коммунаров, 64. Дом был построен на плановом месте дочери есаула Кубанского казачьего войска Татьяны Арефьевны Цымлянцевой (1845–1910), пожертвованном ею городу. Памятник городской застройки в стиле "модерн". Типичный мещанский особняк со своеобразным убранством главного фасада. Здание двухэтажное, с подвалом.


В здании располагались приют для нищих на 70 мест, небольшая школа для мальчиков и девочек, а при домовой церкви была маленькая колокольня, которую впоследствии снесли. На освящении церкви пел войсковой хор.
С установлением в городе советской власти домовой храм был закрыт, а его имущество было сначала передано Свято-Ильинскому приходу, а потом, 8 мая 1922 года, изъято в ходе реквизиции.








Жилые дома начала прошлого века по улице Коммунаров, 72, 74.



Дом жилой, начало XX в. , угол ул. Гимназической, 44 и ул. Коммунаров,74.



Дом  жилой Березовского 1908-1912 гг.-ул. Коммунаров, 59. Яркий образец жилого дома в стиле "модерн" с классическими элементами декора.  Ныне в нем  детская городская поликлиника № 4.



Баня А.М. Виноградского, 1912 г., угол ул. Коммунаров, 61 и ул. Гимназической, 42.
Двухэтажное кирпичное здание с подвалом.  Архитектурное лицо фасада в  стиле "модерн".





На пересечении улиц Коммунаров  и Гимназической.
Самая многострадальная в смысле переименований - улица Гимназическая. В районе здания Администрации когда-то заметным объектом был театр, открытый по инициативе наказного атамана Н.А. Иванова, возглавлявшего Кубанскую область с 1861 по 1863 год. Прилегающая к этому кварталу улица поначалу называлась Театральной. Театр просуществовал более 12 лет. Но в 1873 г. здесь построили мужскую войсковую гимназию. Тогда же улицу переименовали в Гимназическую. За последующую более чем вековую историю ей довелось побывать Рабфаковской (1929 г.), Хакурате (1936 г.), Ежова (1937 г.), снова Рабфаковской (1938 г.), Ворошилова (1939 г.), Коммунистической (1957 г.), вновь Ворошилова (1970 г.), и, наконец, с 1993 г. - Гимназической.
Слева дом , 74,  справа баня А.М. Виноградского.
Путь, который мы прошли, начиная от дома на улице Коммунаров ,2, можно проехать на трамвае № 2. Он проходит аккурат по этой улице от самого ее начала и до конца нигде не сворачивая)



На пересечении улиц Коммунаров  и Гимназической. Путь, который предстоит пройти, идем вперед.
Слева  по улице Коммунаров  здание,  63. Здесь в 1900-е годы действовал марксистский кружок.



Дом жилой, конец XIX в. , угол ул. Коммунаров, 63. и  ул. Гимназической, 79 .

Чем старше улица, тем глубже ее корни уходят в прошлое. Названия улиц, как имена и фамилии, могут о многом рассказать. В них, как в зеркале, отражаются не только быт и нравы людей, но и политика, и экономика государства. Название каждой – не менее важные памятники истории, чем архитектурные сооружения, предметы, хранящиеся в музеях, или дошедшие до нас свидетельства очевидцев того времени,  это  веление времени, страничка истории города.






Улица  Коммунаров, 69
Дом жилой с торговыми помещениями на первом этаже1905-1910 г.г.



Улица Коммунаров, 84. Жилой дом начала 1900 годов.
У этого дома мы распрощаемся, ненадолго, рассказ про улицу Коммунаров ждет своего продолжения.)))



Большая часть старинных екатеринодарских особняков сосредоточена на ул. Красной до пересечения с ул. Буденного, а также на параллельных ей улицах: Октябрьской, Рашпилевской, Красноармейской, Коммунаров, Седина.
Многие из этих домов находятся в плачевном состоянии и нуждаются в реставрации. Облик других изменен до неузнаваемости в ходе ремонтов и реконструкций. Многие дома в центральной части города были двухэтажными. После Великой Отечественной войны у большинства двухэтажных домов на Красной появился третий, надстроенный. Отличить старые дома можно по кирпичной кладке: 100 - 150 лет назад кирпичи отличались от нынешних по размеру, имели заводские клейма.
В кладке некоторых домов можно увидеть кирпичи, уложенные клеймами наружу. Для домов эпохи модерна (конец XIX - начало XX века) характерно угловое решение фасада (вход в здание с угла), надфасадные башенки, которых в городе почти не осталось - как, впрочем, и кованых флюгеров, и стильных декоративных башенок-пинаклей.
По старым улицам кубанской столицы нужно ходить, глядя вверх: оттуда, с фасадов домов, на нас смотрит Екатеринодар.

Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. ( часть I)
Прикосновение к архитектурному облику Краснодара конца 19 - начала 20 в.в. (часть II )


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments