deligentkname (deligent) wrote,
deligentkname
deligent

Поездка в Ивангород, к реке Нарва. Часть 2

Оригинал взят у flackelf в Поездка в Ивангород, к реке Нарва. Часть 2
Это была одна из самых интереснейших поездок в моей жизни. Даже и не знаю, как меня гражданина Украины, пропустили на эту пограничную территорию? А ведь паспорт то при въезде проверяли.

На той стороне реки Нарва виден Нарвский замок, построенный датчанами в 13 веке.
Сам город Нарва преимущественно русскоязычный и крупнее соседнего Ивангорода.

 Это на самом деле историческое место, тут веками шло противостояние 2-х цивилизаций Русской и Западной, кроме периода СССР и Российской империи.
На этой земле сражался с западными завоевателями Александр Невский, Петр тут потерпел поражение от шведов в самом начале Северной войны. Потом был 300-летний период Российской империи, когда Нарва и Эстония были в составе России. После 1917 года Россия вновь потеряла Эстонию, тогда даже Ивангород был на эстонской территории. В 1944 году,  с февраля по октябрь тут шли жесточайшие бои, тогда эстонские ССовцы и войска вермахта мертвой хваткой держали рубеж по Нарве. В 1991 году Россия, уже современная, вновь потеряла Эстонию, в этот раз похоже навсегда.
На той стороне не просто другое государство. Там территория НАТО и Евросоюза.




Благодаря Сергею нашли точку на высоком берегу реки Нарва, откуда хорошо виден жд мост из России в Эстонию. И при этом никаких табличек, что госграница на берегу нет. Как-то странно.
Рыбаки с российской и эстонской стороны ловят рыбу друг напротив друга. Надо сказать, что течение в Нарве очень сильное и эту рек вероятно нелегко переплыть и в летнее время.
Через реку Нарва с Балтийским морем соединяется целая озерная система, состоящая из Псковского и Чудского озер. Таким образом Нарва в этом отношении чем-то похожа на Неву.




Нарвский замок и эстонский берег с иного ракурса. Везде виден характерный дом с надстройкой, построенный в Нарве во времена СССР.


Слева видна Нарвская ГЭС очень старой послевоенной постройки. Сразу за этим зданием расположен водопропускной канал, соединяющий  водохранилище с ГЭС. Канал этот выкопан при строительстве электростанции.
Старое, природное русло реки Нарва, хорошо видно на снимке с жд мостом. Именно по нему проходит граница. На эстонской территории есть также плотина, через которую из Нарвского водохранилища стравливается часть воды и вот именно эта вода и течет теперь по старому руслу. Происходит это как правило весной, во время паводков.
Таким образом часть города Ивангород, которая называется "Парусинка", оказалась на искусственном острове, между каналом водохранилища и полусухим природным руслом Нарвы.
Вообще все это - интереснейшая гидротехническая система, при строительстве которой никому не приходило и в голову, что по ней некогда пройдет государственная граница.


Наконец подъехали к собственно Ивангородской русской крепости.


Внутри крепости. Обратите внимание на контраст между русской крепостью Ивангород и эстонским (датским) замком Нарва.
Ивангород был основан как крепость в 1492 московским князем Иваном III Васильевичем и назван в его честь. В немецких документах конца XV века был известен как «контр-Нарва». Крепость Ивангород с мощными каменными стенами и десятью башнями — первое русское оборонительное сооружение с регулярным, прямоугольным планом (1492—1610).
В XVI веке Ивангород неоднократно подвергался нападениям со стороны немцев, шведов и поляков. В 1581—1590 находился в руках шведов.


Вид на север от крепости, где река Нарва делает излучину. Видна автомобильная дорога на мост и магазин дьюти-фри в нейтральной зоне. Слева эстонский берег.


Часть внутреннего устройства крепости, которую потихоньку восстанавливают.


Вид с крепости назад на Ивангород. Сама крепость расположена как бы на мысе берега реки, вдаваясь в территорию Эстонии. Получается что это практически крайняя точка российской территории.
Внизу виден  терминал для погранично-таможенного досмотра грузового автотранспорта.


Эстонский берег. Жилые кварталы прилегают прямо к реке. Виден эстонский пограничный КПП.


На самом краю России. Сзади меня Нарвский замок и Евросоюз.
Ну теперь все, надо делать дома загранпаспорт и ехать в шенгенскую зону.


Башня Ивангородской крепости внушительна. На той стороне эстонцы ловят рыбу.


Православный храм, построенный в византийском стиле в городе Нарва.


Характерная деталь. На бигборде надпись на русском языке.


Нарвский замок во всей красе.


Пограничный мост через Нарву, по которому активно ходят люди. Тут идет пропуск через границу в том числе и в пешем порядке.


Реставрационно-восстановительные работы в крепости.


На том берегу. С крепостной стены Ивангородской крепости, вообще вид на город Нарва просто изумительный.


Вид на юг. В глубине видна Нарвская ГЭС.




По мосту в Россию пропустили автобус.


Полуразрушенная часть Ивангородской крепости. Мне чем-то напомнило Брест.


Успенский собор крепости. Постройка начала 16 века.


Вид на крепость со стороны Эстонии. Я этого не мог видеть.


Далее Сергей меня повез на так называемую "парусинку". Это район Ивангорода, расположенный на острове, образованном гидротехнической системой Нарвской ГЭС. Интереснейшее место.
Почему "парусинка"? А потому что в 19 веке тут были построены парусиновые мануфактуры Александра фон Штиглица, при которых и был построен этот жилой район. Место уникальное, граница разрезает некогда единый промышленный комплекс пополам.


Остатки текстильных мануфактур, которые давно закрылись. Это еще территория России.


Сам район совсем не похож на Россию. Это скорее напоминает дома промышленных рабочих где нибудь в Европе.
Вот эти окна смотрят на территорию Эстонии, до которой тут ровно 100 метров.


А это и есть природное русло реки Нарва, сухое в это время года. На эстонской стороне стоит мертвое здание текстильной мануфактуры. По этому сухому руслу из водохранилища стравливают воду и именно по нему и проходит граница 2-х государств.
Виден пограничный столб со стороны России и видеокамеры.


Вот тут, когда через специальную плотину из Нарвского водохранилища стравливают лишнюю воду, образовывается водопад.


Сухое русло реки Нарва, по которому проходит граница. В глубине видна та самая плотина, через которую производят водосбросы. Она расположена на эстонской территории, хотя и является частью комплекса Нарвской ГЭС.


Разрушенный пешеходный мост через русло. До 1992 года по нему ходили люди.


Дома, окна которых смотрят на Эстонию.
В 1991 году после распада СССР, большая часть промзоны оказалась в Эстонии, а большая часть жилых кварталов - в России.


Бывший вход на пешеходный мостик. Вот так и выглядит стена между Востоком и Западом.
Потрясающие впечатления.


Ряды колючей проволоки и видеокамеры, которые не попали в кадр. Да и не рисковал я их в упор фотографировать. Было не совсем ясно какие это будет иметь последствия.


В глубине виден действующий пешеходный мостик из России в Эстонию. Около него оборудованы КПП.


Улицы на "Парусинке".


Водоотводный канал, по которой течет вода реки Нарва к ГЭС. По сути он является современным и фактическим руслом этой реки.


Проехали мимо горловины жд станции Ивангород, которая как и станция Печоры полностью огорожена заборами и колючей проволокой.
К вокзалу ехать не стали, время поджимало.


Едем по Ивангороду.


ДОТ у реки Луга. Возвращаясь назад, свернули на второстепенную дорогу вдоль реки Луга, чтобы проехать к новому порту российскому порту на Балтике Усть-Луга.


Река Луга. Совсем скоро местными дорогами мы доехали таки до Усть-Луги.


По дороге попался вот такой интересный храм. Дело в том, что в этой местности живет много эстонцев и церковь эта скорее всего лютеранская. Хотя возможно ошибаюсь


Перед самой Усть-Лугой пересекли реку Луга по этому мосту.


Великолепный храм у дороги в Усть-Луге.


И сам порт, о котором я уже писал в предыдущих постах.


После Усть-Луги проехали через городок Копорье. Крепость Копорье - памятник русского оборонительно зодчества. Строить начали в 13 веке для обороны от шведов.


Крепость пребывает в полуразрушенном состоянии.


Железная дорога Котлы - Сосновый Бор, которая образовывает жд кольцо в западной части Ленградской области. В связи с бурным экономическим развитием в регионе, возможно вскоре будет электрифицирована и сюда из Питера придут электрички. До Питера отсюда около 60 километров.


Город Сосновый Бор, о котором я уже писал в предыдущих постах. Тут находятся энергоблоки Ленинградской АЭС и городок энергетиков. Город современный и зажиточный, цена на недвижимость как в Питере. Расположен Сосновый Бор прямо на берегу Финского залива.




Один из энергоблоков Ленинградской АЭС.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments